Найти в Дзене
Авиатехник

Отчаянная посадка в аду: как экипаж пытался спасти горящую машину и пассажиров, случай с вертолётом Ми-8 в июне 1974 года

13 июня 1974 года экипаж 109-го авиаотряда вылетел из аэропорта Сургут в Нефтеюганск на вертолёте Ми-8 (б/н СССР-22450), чтобы заправиться топливом и продолжить выполнение заказа по обслуживанию колонны строительной организации. В 7:13 вертолет совершил посадку в Нефтеюганске. После дозаправки экипаж приступил к подготовке к следующему полету - на борт были приняты 13 взрослых пассажиров и 3 ребенка, у которых были авиабилеты на различные маршруты.

Получив разрешение на взлет, вертолет начал набор высоты. На высоте 15-20 метров произошел громкий хлопок, сопровождавшийся скрежетом в районе двигателей. Далее прозвучало обрывочное сообщение диспетчера, после чего связь с ним прервалась. Бортмеханик обнаружил густой черный дым, идущий по потолку, а также пламя в грузовом отсеке.

В сложившейся аварийной обстановке командир экипажа принял решение о немедленной посадке. Он сбросил обороты двигателей и попытался гасить скорость, уворачиваясь от припаркованного Ми-2. Но вскоре в кабине стало очень темно от дыма, видимость приборов пропала. Бортмеханик заметил аварийную сигнализацию, но из-за задымления не мог определить, какие именно датчики сработали. Тем не менее, на ощупь он активировал систему пожаротушения.

Управлять вертолетом стало невозможно из-за потери визуальной ориентации. Второй пилот открыл фонарь кабины, пытаясь определить, как близко находится земля, но обнаружил, что вертолет накренен влево. В этот момент машина столкнулась с ВПП, перевернулась и продолжала гореть. Экипажу удалось вытащить женщину с ребенком через разбитое остекление, но спасти других пассажиров не получилось из-за сильного огня.

Катастрофа произошла из-за разрушения свободной турбины левого двигателя, что привело к пожару на борту. Экспертиза двигателя показала, что причиной стал дефект в конструкции муфты свободного хода, никогда ранее не фиксировавшийся. Экипаж и пострадавшие пассажиры были доставлены в больницу с ожогами и травмами.

Подпишитесь на канал Авиатехник, чтобы не пропустить новые статьи!

Авиатехник в Telegram:

Авиатехник