Знаете, что лучше всего указывает на разницу поколений? Нет, не мода, и даже не багаж жизненного опыта. Лучшим индикатором служит отношение к одним и тем же вещам, и понятиям. То, как воспринимаем окружающий мир мы, и как его видят они. Удивительно, но явления, совершенно нормальные для одного поколения, вдруг становятся символом социальной несправедливости для следующего. Если конкретно, то речь пойдет о непотизме в кино и шоу-бизнесе.
Статьи о непотизме, заполонившие сеть, вполне точно и обстоятельно описывают суть проблемы, но, преимущественно, по отношению к голливудским знаменитостям. Оно и понятно: чем громче имя, тем больше внимания. Критики непотизма гневно обличают известные фамилии, открыто обвиняя их в нечестной игре. Недовольство кумовством в кино и шоу-бизнесе зрело уже давно, но лишь сейчас достигло такого объема, что больше не может оставаться незамеченным. Что же касается России, то и нам, так сказать, ничто человеческое не чуждо.
Непотизм, как социальное явление был, есть и будет всегда и повсеместно. Это, как ни крути, часть нашей жизни, такая же древняя, как и сам социум. Он появился в тот самый момент, когда человек создал систему наследования по праву родственной принадлежности; когда обеспечение потомства материальными благами гарантировало последующее комфортное существование всем членам рода. Вопрос в другом: почему именно индустрия развлечений попала под град критики. Почему, если владелец завода передает имущество, связи и знания детям, с тем, чтобы те стали такими же успешными бизнесменами – это вполне естественно. А вот если актер передает имущество, связи и знания детям, с тем, чтобы они стали успешными актерами, то это вдруг стало считаться несправедливостью. Для актера важен талант? Но талант важен для представителей любой профессии. Везде есть люди, не обремененные талантом и явно занимающие не свое место. Так почему же набросились именно на шоу-бизнес?
Да, мое поколение относилось к непотизму в кино и на эстраде совершенно иначе. Если дети актеров становились актерами, никто не удивлялся. Удивлялись, если не становились. Каждая актерская династия была хороша по-своему, и мы, простые обыватели, получали немалое удовольствие сплетничая об их карьере и личной жизни.
И вдруг – бац! Оказывается, теперь плохо, стыдно и нечестно идти в кино или на сцену, если, благодаря родителям, у тебя есть какие-нибудь преимущества или, не приведи господь, привилегии. Шоу-бизнес решили серьезно ткнуть носом в тот факт, что в мире существуют этика, мораль и справедливость, ага. И что непо-детям и так повезло родиться в правильных семьях, тогда как вокруг столько действительно талантливых людей, которые заслуживают быть успешными и знаменитыми намного больше, чем отпрыски влиятельных родителей.
Нет, с точки зрения логики и все той же морали, все правильно. Вот только продюсеры, режиссеры и прочие создатели контента едва ли рассматривают участие в своих проектах как приз, который должен достаться самому-самому. Там все намного сложнее. Правда в том, что шоу-бизнес крайне субъективен с точки зрения зрительской симпатии, а симпатия разуму не поддается. Умение нравиться – это скорее дар, а не то, чему можно научиться. Публика не станет любить артиста только потому что он этого заслуживает. Верно и обратное: какие бы связи и средства знаменитых родственников не были вложены в раскрутку молодого дарования, купить фанатскую любовь не получится.
Была в девяностых такая певица – Лена Зосимова. Девушка постоянно выпускала музыкальные клипы, давала концерты, участвовала в мероприятиях. Ее было много, она была везде. Сколько денег потратил папа медиа-магнат и владелец канала MTV на раскрутку любимой дочери только небесам известно. Пресса при этом в один голос утверждала, что талантливая девушка всего добилась сама. Вызывала ли он сильный негатив? Абсолютно нет. Да ее критиковали, над ней посмеивались, она стала источником множества шуток в юмористических передачах. Но это, пожалуй, и все. Так и не став звездой номер одни, в начале нулевых Лена ушла со сцены, став впоследствии примерной женой и любящей матерью.
Тогда же, в самом начале нулевых внимание публики полностью захватил новый проект – Фабрика звезд, одним из победителей которой стал Никита Малинин. Да, сын известного исполнителя романсов Александра Малинина. Имел ли звездный папа отношение к победе сына – неизвестно, хотя знаменитый отец лично посетил финал, чтобы насладиться триумфом отпрыска. Пресса, опять-таки, утверждает, что парень всего добился сам. Вызвала его победа возмущение зрителей? Совсем нет. Тут, конечно, надо отдать должное самому Никите: он обладал невероятно привлекательной внешностью и пел слащавые песенки, благодаря чему быстро приобрел целую армию поклонниц. Его победа может и могла показаться кому-то подозрительной, однако сильного отторжения не вызывала. В конце концов Никита Малинин был на сто процентов именно тем продуктом, который ожидали от подобных проектов. Кстати, Никита продолжил музыкальную карьеру, но не как эстрадный исполнитель.
И на закуску у нас будет Микелла Абрамова. Вот уж кому не повезло появится не в том месте не в то время. Общественное негодование асфальтоукадочным катком прошлось и по самой дочери Алсу, и по ее родителям; организаторам проекта тоже досталось. Публика отказалась терпеть произвол, резонанс оказался настолько сильным, что итоги конкурса пришлось пересмотреть. Подобного итога, возможно, удалось бы избежать, если бы Микелла и ее менеджеры вовремя создали солидную фанатскую базу, но в том то и беда: девочка совершенно никому не нравилась.
Проблема в том, что планка вхождения в шоу-бизнес не предусматривает равного старта для кандидатов. Нет закона, запрещающего приходить в проект со своими деньгами, связями, знакомствами. Более того, любая, даже самая гениальная, задумка требует инвестиций. Если авторы проекта получат финансовую, информационную или любую другую поддержку взамен на одну из главных ролей для чьего-нибудь ребенка, то кто может их осуждать, не говоря уже о том, что известные фамилии привлекают внимание и поднимают рейтинги. Если продюсер или режиссер согласен задействовать в проекте детей той или иной знаменитости, то кто им может запретить. Такова реальность, и именно она является главным триггером для борцов за социальную справедливость, коих становится все больше и больше. Молодое поколение больше не желает находится на позиции бесправного зрителя, оно требует, чтобы с его мнением считались. Принадлежности к известной семье больше недостаточно: наследники знаменитых фамилий теперь должны доказать профпригодность наравне с остальными. Публика отказывается любить новоявленных звезд только потому, что она любила их родителей.
Да, общественное настроение в очередной раз сделало крутой поворот, и неизвестно к добру или к худу. Возможно, мое поколение, имея такие примеры семейных династий, как Вертинские, Дунаевские или Дворжецкие, легче принимает и понимает желание знаменитостей передать по наследству некогда заработанную популярность. А, возможно, это современная молодежь права, что болезненно воспринимает попытки известных людей всеми правдами и неправдами протолкнуть вперед своих детей, и восстает против подобной системы. Конец непотизму эта борьба вряд ли положит, но, возможно, заставит некоторых представителей элиты кино и шоу-бизнеса быть скромнее.
Последние несколько лет довольно сильно встряхнули общество, заставив переосмыслить многое из того, что ранее считалось нормальным и даже незыблемым. Индустрии развлечений придется подстроиться под новые условия, иначе встанет вопрос элементарного выживания. Мы же можем скрестить пальцы и надеяться, что в выигрыше останутся как таланты, так и их поклонники.