Созданный Вилли Мессершмиттом в годы Второй мировой войны ракетный истребитель-перехватчик Ме.163 (известный также под названием «Комета») должен был стать практически неотразимым перехватчиком действовавших днем бомбардировщиков. Но таких машин было выпущено столь мало, а недостатки ракетного перехватчика были настолько значительны, что союзники почти не обратили внимания на появление в воздухе «Комет». Тем не менее Ме.163, поступивший на вооружение люфтваффе в мае 1944 г., был одним из самых необычных, но в то же время наиболее перспективных истребителей мира.
Многие эксперты считают, что в последующие четыре десятилетия развития авиации не было создано ни одного серийного самолета, который можно было бы непосредственно сопоставить с этим истребителем. А некоторые специалисты даже уверены: участникам антигитлеровской коалиции крупно повезло, что технические сложности, возникшие в процессе разработки самолета, а также недостаток времени на их устранение затруднили поступление Ме.163 на вооружение люфтваффе.
По своей конструкции Ме.163 являлся «бесхвосткой» (сзади размещался только киль), крылья самолета изготавливались из дерева, а фюзеляж был выполнен цельнометаллическим.
Проблему убирающегося шасси проектировщики решили весьма оригинально — вообще отказавшись от него. Самолет взлетал с отделяемой двухколесной тележки, которую затем сбрасывал на землю, а посадка осуществлялась на одиночную лыжу, аналогичную посадочным устройствам планеров.
Все свободное место в фюзеляже было занято топливными баками для ракетного двигателя самолета. Компонентами топлива истребителя Ме.163 служили смесь горючего (метилового спирта, гидразина и воды) и окислителя (перекись водорода). По этой причине система зажигания как гаковая в самолете отсутствовала, поскольку при соединении горючего и окислителя сразу начиналась химическая реакция. Топливо и окислитель в камеру сгорания подавались турбонасосами, приводимыми в движение кислородно-паровой смесью, получавшейся при каталитическом разложении перекиси водорода. Применение таких турбонасосов давало возможность остановки и повторного запуска двигателя. Впрочем, этой возможностью пилоты «Комет» практически не пользовались, так как из-за малого количества топлива самолет все равно не смог бы совершить повторный заход на цель.
Как отмечают специалисты, наиболее слабым местом в конструкции Ме.163 был его жидкост ный ракетный двигатель. Неоднократно происходили аварии, вызванные вступлением в контакт компонентов ракетного топлива вне камеры сгорания двигателя. А иногда двигатель взрывался даже просто во время толчка при грубой посадке.
Несмотря на то что запасы топлива составляли 2000 кг, экономичность двигателя была очень низкой, так что он мог работать лишь 12 мин. Это означало, что перехватчик должен был базироваться непосредственно под воздушными коридорами, по которым следовали бомбардировщики неприятеля. К тому моменту, когда Ме.163 достигал высоты 9700 м, у него оставалось топлива лишь на 6,5 мин полета. В некоторых случаях полностью заправленные «Кометы» буксировались на высоту позади тяжелых немецких самолетов, после чего в воздухе запускался двигатель, и истребитель-перехватчик начинал атаку бомбардировщиков противника.
Первый самостоятельный полет Ме.163 с работающей силовой установкой был осуществлен в июле 1941 г. В дальнейшем этот истреби- тель-перехватчик выпускался небольшими сериями и постоянно дорабатывался. В результате к концу 1944 г. в боевые эскадрильи люфтваффе было поставлено всего несколько сотен самолетов всех модификаций, включая прототипы. Первый боевой вылет Ме.163 выполнил 14 мая 1944 г. Он оказался не очень удачным. Немецкий пилот пытался атаковать пару американских самолетов-разведчиков, летевших в районе испытательного центра Бад-Цвишенген, но в самый ответственный момент у Ме.163 заглох двигатель. А когда его удалось запустить, противник уже был эа пределами досягаемости.
Всего немецкие историки приписывают пилотам «Комет» 16 сбитых самолетов противника, в числе которых числится даже американский тяжелый бомбардировщик «Боинг» В-17 «Летающая крепость». Однако отчеты командования союзников подтверждают только девять побед. Пилоты-истребители США и Британии заявляют о шести победах в воздухе над Me. 163, а бортстрелки их бомбардировщиков утверждают о нескольких десятках сбитых «Комет». Возможно, эти данные несколько завышены, но в любом случае гораздо больше Ме.163 было уничтожено во время испытаний и учебных полетов.
За время серийного производства было выпущено, по разным оценкам, от 360 до 440 экземпляров Ме.163 различных модификаций. При этом а Германии был создан целый ряд самолетов с реактивными двигателями, однако ни один из них, подобно «Комете», так никогда и не стал серийным боевым самолетом люфтваффе.
Кстати, этому самолету принадлежит абсолютный рекорд скорости того времени. 2 октября 1941 г. Ме.163 подняли в воздух на буксире за истребителем Bf.llOC. На высоте 4000 м буксир был отцеплен, и реактивный самолет, запустив свой двигатель, показал скорость 998,2 км/ч. Возможно, он достиг бы и более высокого показателя, но на этой скорости сказался эффект сжимаемости воздуха — самолет вошел в пикирование. Пилот выключил двигатель, самолет быстро сбросил скорость и вновь стал управляемым. Подробное сообщение об этом полете было немедленно направлено в Министерство авиации Германии, но большинство официальных лиц отказывались верить в столь высокую скорость полета.
Поддержите канал-поставьте лайк.