В жизни случается так, что она направляет тебя в те места, где ты должен побывать, и этим местам, откуда давным-давно все началось, место, где жили мои предки по материнской линии. Там родилась моя бабушка Васильева (Корчагина) Нина Сергеевна, 7 августа 1942 года рождения, которой с нами не стало 23 февраля 2022 года. В Харовском районе Вологодской области находится деревня Лапиха, о которой, собственно, и идет речь. Несколько старых снимков, все что было у меня к началу поездки.
Самым ближайшим местом, до которого можно добраться общественным транспортом, оказался посёлок, возникший на одноимённой станции и речки Пундуга, оттуда я продолжил путь пешком, так как общественный транспорт дальше не идёт, благо деревня Лапиха располагается на расстоянии порядка 2.5 км от этого поселка.
Одной из достопримечательностей поселка является старая водонапорная башня,подобные сооружения я видел и на других железнодорожных станциях Вологодской области, вероятнее всего, подобные водонапорные башни,служили для технических, целий,поскольку в то время на поездах использовали паровые двигатели. Как впоследствии установил из сети интернет, строительство этой ветки железной дороги Вологда-Архангельск относиться к 1894 году. Осмотрев местную достопримечательность я продолжил свой путь.
На пути, увидев руины скотного двора, я понял, что деревня где-то рядом. Через некоторое время передо мной возникла и сама деревня Лапиха.
В глаза сразу бросился дом, ради которого я и приехал, дом, который раньше видел только на фото, дом моего прадеда - Корчагина Сергея Викентьевича, 7 сентября 1891 года рождения.
Время его практически не изменило, и он во всем своём массивном великолепии открылся моему взгляду.
За домом располагались погреба, которые были закрыты, за исключением дальнего от дома. Погреба были покрыты шифером и рубероидом, из-под которого виднелась щепа, что говорило о возрасте построек.
Осмотрев погреба, я смог проникнуть в дом, внутри которого, как и во всех подобных, был полный хаос. Дом оказался двухэтажным, первый этаж использовался в хозяйственных целях, там находились домашние животные. Второй Этаж был разделен на две половины-зимнюю и летнюю. В зимней находилась «Русская» печка на кухне и печка буржуйка - в горнице. На полу лежали кирпичи от разобранной печки, которая когда то являлась душой дома, в ней: готовили пищу, мылись, лечились, а так же печь являлась местом появления детей на свет. Есть вероятность, что и мия бабушка в этом месте появилась на свет.
Несмотря на то, что крыша над домом была деревянной, она практически ни где не протекала, благодаря чему дом практически не изменился. Часть внутренних стен были выпилены, вероятно, кто-то приходил за дровами. На полу в доме лежал различный мусор, среди которого были и детские игрушки, по всей видимости когда-то принадлежащие моей матери и её сёстрам.
Внимание привлекла одна кованная вещь, как в последствии я узнал в местном, краевом музее, это был светец, который использовался для освещения жилища при помощи лучины. Такой способ освещения, был достаточно дешевым, по сравнению, с использованием свечей. После появления электричества светец не потерял своей актуальности, поскольку электроснабжение и по сей день не всегда подаётся бесперебойно.
Выйдя в сени, над которой уже отсутствовала крыша, это привело к тому, что пол тоже сгнил, я обнаружил, пожалуй, главную находку своей поездки:
- на земле лежала уже превратившееся в труху гимнастерка. Гимнастерка, в которой мой прадед Корчагин Сергей Викентьевич, мог вернуться с той далёкой войны, с которой не вернулся его сын и старший брат моей бабушки Николай 1922 года рождения.
Я вышел из дома и пошёл по деревне, увидел на одном из участков пожилую женщину, которая трудилась в огороде. Окрикнув её, я спросил, знает ли она кто жил в этом доме, указав на дом прадеда. На что я, неожиданно для себя, услышал вопрос: ты внук Нины? Ответив положительно, я и не понял, как меня уже вели в дом.
В доме меня встретил хозяин Корчагин Александр Александрович 1942 года рождения, который оказался троюродным братом моей бабушки и её одноклассником. После того как меня покормили и напоили чаем, Александр Александрович указал на Русскую печку и сказал, что родился на ней, как и его девять братьев и сестёр. Так же рассказал, что в 1942 году родился он не просто так. В 1941 была объявлена мобилизация и мужики стали уходить на фронт. После их ухода стали появляться дети. Если появлялся мальчик, то его называли как отца, на тот случай, если он не вернётся домой. В 1942 году родилась и моя бабушка. Отец Александра Александровича вернулся в августе 1945 года без слуха после контузии.
Александр Александрович поведал мне, о быте и о том, что в этой деревне Лапиха раньше жили одни родственники и у всех была одна фамилия Корчагины. Они могли быть, одними из первых поселенцев в этих местах и основателями этой деревни. Первое упоминание о этой деревне относится к 15 веку.
Александр Александрович рассказал о пожаре, на котором выгорела почти вся деревня, о этом пожаре мне рассказывала и бабушка. В самый последний момент, когда деревня горела и пожар подошел вплотную к дому прадеда, ветер поменялся и, стоящий на краю дом, уцелел. В пожаре сгорела вся деревня, в там числе и дом, в котором жил Александр Александрович. Сейчас Александр Александрович живёт со своей супругой в Ростовский области и приезжает в деревню на лето, как и все жители Лапихи. С его слов раньше в месте с соседней деревней Костино, было 40 домов, а теперь жилых только 5, а на зиму остаётся всего лишь один.
На прощание он спросил, приеду ли я ещё, я сказал, что очень мало вероятно, поскольку живу я далеко и добираться очень сложно. Но когда я сел в маршрутку, по направлению к Вологде, я обнаружил, что в гостях забыл кепку, так что кто знает…