- Но все ли эти этикетки правдивы? Что такое экопродукты? Почему люди делают выбор в их пользу? И как избежать обмана со стороны производителя? Попробуем с этим разобраться.
- И как не быть обманутым в данной ситуации?
- Таким образом, что бы не быть обманутым достаточно просто искать соответствующую маркировку и не верить надписям и рекламе. Выбирайте с умом, питайтесь правильно! И помните, мы то, что мы едим.
На витринах магазинов множество баночек и пакетиков с надписями «биопродукт», «экопродукт» или «органический продукт». Многие бренды даже ставят эти слова в название своих продуктов. Это следствие глобального тренда на поддержание здорового образа жизни и употребления полезных продуктов.
Но все ли эти этикетки правдивы? Что такое экопродукты? Почему люди делают выбор в их пользу? И как избежать обмана со стороны производителя? Попробуем с этим разобраться.
В сознании потребителей чаще всего намешана потрясающая каша из слов натуральный и органический, био и «без ГМО», которые производители щедро "ляпают" на упаковки.
Тут конечно честь и хвала маркетологам. Именно они ведут постоянную работу для улучшения продаж чего-либо, пользуясь зачастую приемом носящим название «гринвошинг». Это такая маркетинговая стратегия, в рамках которой СОЗДАЕТСЯ ОБРАЗ, компании, заботящейся об экологической ситуации, но по факту не делается абсолютно НИЧЕГО, для снижения негативного воздействия.
Опираясь на данные исследования (2008) Австралийской ассоциации потребителей, можно сказать, что насчитывается около 14 типов экологических выгод, выносимых в название и рекламу такой продукции (2008). Но как по мне к середине 20-х гг. 21 века их стало больше. Так на подобных продуктах и товарах вы можете видеть следующие фразы, которые как я считаю можно разделить на группы:
То есть из этого списка уже становится видно, что «био» и «эко» не одно и тоже. Тогда давайте разберемся.
Приставка «эко» говорит о том, что продукт не несет опасности благополучию окружающей среды. То есть в процессе жизненного цикла (выращивания, производства, хранения, транспортировки и утилизации) не наносится вред окружающей среде, или он сведен к минимуму. Исходя из личных наблюдений, я эколог по образованию и работаю в сфере экологической безопасности, на практике соблюсти все пункты невозможно. Так при выращивании пшеницы в любом случае распахивается поле, происходит выброс выхлопных газов от техники и т.д. Свалки завалены упаковкой от пищевки, и упаковка от «экоколбасы» лежит также долго как не от эко.
Кроме того, экопродукт должен соответствовать максимально жестким рамкам санитарно-гигиенических стандартов, и его жизненный цикл должен проходить при строго определенных условиях. То есть понятие эко продукт несколько шире, чем просто здоровое питание, это все же больше об экофрендли.
В то же время на сайте Министерства сельского хозяйства США, есть список синтетических веществ допустимых к использованию «производстве органических культур», в случае, если «использование таких веществ не способствует загрязнению сельскохозяйственных культур, почвы или воды» или с вредителями не получилось справиться другим образом.
Органическим или фермерским продуктом, или в ходу еще термин биопродукция, называют товар, который производят в условиях максимально близких к естественным. В эту категорию могут относиться только продукты животноводства, пчеловодства, птицеводства или полученные из растительного сырья. Но растительное сырье сами понимаете должно быть выращено максимально естественно. В идеале это будет, например крапива, собранная в лесу. Если ваша бабушка на даче выращивает помидоры, и подкармливает их нитрофоской, это уже не биопродуция.
Если же мы говорим о натуральной продукции, то это товар, произведенный из природного сырья, в составе которого нет химических добавок, синтетических веществ красителей и ароматизаторов. А технология его производства выстроена таким образом, что позволяет сохранить максимум полезных свойств. При этом натуральный не значит органический, я думаю Вы уже поняли это. Сюда можно отнести фрукты и ягоды, это будут натуральные продукты, но, если их вырастили с применением агрохимикатов они уже не органические. Но они сохранят все полезные свойства и выросли в природе именно такими как есть, их не изменили. А можно их, например высушить или заморозить, нарезав на куски, это будут - минимально переработанные натуральные продукты. Они сохраняют структуру своих молекул, в них ничего нового не привнесено.
При всей масштабности вопроса выбор экопродуктов обусловлен всегда лишь тремя мотивами.
Я считаю, что можно добавить влияние моды и социальных сетей. Сейчас множество течений типа «ноль отходов», раздельный сбор мусора и т.д. Многие блогеры делают «экоподход» своим личным брендом, и соответственно за ним подтягиваются их фоловеры. Однако сложился общий тренд недоверия к продавцам, люди стали более вдумчивыми, и продать продукт все равно стало не так просто, тем более, что стоимость продукции с приставкой эко, как правило существенно выше.
И как не быть обманутым в данной ситуации?
Прежде всего, интересы граждан защищает государство. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» прописывает все требования к органической продукции, устанавливает добровольную сертификацию таких продуктов и создание единого реестр производителей органической продукции. Он небольшой почитайте если интересно
Знак маркировки, единственное, что может свидетельствовать об экологичности продукта в нашей стране. Все надписи «Натуральный ЭКО продукт», «Первая свежесть», «Без Е чистый состав», «Чистый продукт» и прочие не должны вас запутать, более того с 1 сентября 2024 года они запрещены. Магазинам рекомендовано снять товар вводящий в заблуждение с продажи, и да штрафы достаточно большие.
Кроме производных от слова «органический», можно будет использовать и слова произведенные от «био» и «эко». НО! Наносить их можно будет только на продукцию прошедшую сертификацию. Есть конечно и исключения. Отметим, что во многих странах мира в мире существует собственная подобная маркировка.