28 июня войдет в историю: РЖД в этот день фактически переосмыслили систему продажи билетов на поезда дальнего следования. Теперь сайт может «ловить» билеты. Однако у нововведения есть ряд недостатков, которые могут существенно осложнить процесс покупки билета для тех, кто собрался ехать в последний момент.
«Новый онлайн-сервис предоставит возможность пассажиру купить билет на уже «распроданный» поезд, если в нем появятся места (например, добавили вагон или кто-то вернул билеты). При этом оставить “Заявку в лист ожидания” можно только на поезда, продажа билетов на которые открыта», – говорится в сообщении в телеграм-канале РЖД.
Чтобы сделать предзаказ, нужно нажать кнопку «Заявка в лист ожидания», которая появляется, как только заканчиваются места в купейные, плацкартные и сидячие вагоны. При запросе пассажир может указать количество мест и требования к ним.
При появлении в системе билетов, удовлетворяющих запросу, пользователю поступает уведомление и ссылка для оплаты билетов, которая действительна в течение двух часов. Если за это время билеты не будут оплачены, бронь аннулируется, и система предложит эти места следующим пассажирам.
Новую «фишку» сайта РЖД анонсировали еще в мае. Таким образом перевозчик отреагировал на претензии пассажиров, которые не могли купить билеты к морю. Дефицит связывали с деятельностью перекупщиков, которые будто бы оформляли на себя сотни мест, а затем за крупную комиссию переоформляли их на пассажиров – как правило, ночью.
Кроме того, у сайта РЖД есть конкурент – туту.ру. Там функцию «поймать билет» прикрутили еще несколько лет назад. Правда, сайт берет за свои услуги немаленькую комиссию, но многие предпочитают заплатить ее, чем остаться без билета.
Плюсы и минусы «листа ожидания»
У новой системы есть особенности.
Система позволяет достаточно точно «поймать» необходимые билеты – можно указать, что нужно – верхние или нижние, а если в плацкарте, то поставить фильтр, чтобы сайт поймал небоковые места.
Однако возможность «ловить» билеты открывается только после того, как закончились все места и в купейный, и в плацкартные, и в сидячие вагоны. Там образом, если вам нужно поехать с семьей и вы ждете купе, а в поезде остались разрозненные верхние боковые полки, вы не сможете запустить поиск мест, пока другие пассажиры не разберут все оставшиеся билеты.
После того, как система уведомит вас о появлении билета, бронь будет держаться два часа, а затем, если пассажир ее не оплатит, она передастся другому пассажиру.
Если билет «поймается» ночью и пассажир проспит свою бронь – ему «про не повезло». В этом смысле у туту.ру более продвинутая система. Сайт «берет» предоплату и, когда билет поступает в продажу, сразу же оформляет его и присылает пассажиру на почту.
Сайт РЖД будет уведомлять о пойманном билете по электронной почте и СМС, если речь идет о поезде ФПК (большинство поездов дальнего следования), и только по электронной почте, если речь идет о поездах ДОСС РЖД («Сапсаны», некоторые «Ласточки» и туристические поезда).
Пассажир может оформить неограниченное количество бронирований – хоть на все поезда необходимого направления. Автор этого текста оформил три брони на поезда Москва – Петербург, отправляющиеся друг за другом. При этом сайт РЖД «разрешал» продолжать бронировать.
Все брони обещают снимать за 15 минут до отправления поезда с нужной станции. И к этому пункту больше всего вопросов. Известно, что многие пассажиры отказываются от поездок в день отправления поезда, а за два часа до отправления часть билетов в штабном вагоне поступают в продажу. Но теперь несколько забывчивых пассажиров, которые встали в «лист ожидания», но забыли про это, могут заблокировать все места. Поймать их можно будет только за 15 минут до отправления поезда, но много ли найдется пассажиров, готовых прийти на вокзал и ловить билеты в последнюю минуту?
«Можно просто заблокировать места»
«Недокрутили немного, надо было чтобы карту можно было привязать и деньги списывались сразу, вернуть-то всегда можно. А за 2 часа можно и не успеть, может я сплю или на работе», – пишет в комментариях к нашему телеграм-каналу пользовательница Ирина.
«Если до отправления меньше 2 часов, то можно просто заблокировать все места этим листом», «Если до отправления 2 часа и меньше, то в случае отказа не уедет никто», «Штука полезная, но надо поставить ограничение, что она работает до 24 часов до отправления поезда. 2 часа – это очень жирно с учетом нехватки билетов и количества людей в очереди. Хорошо если до поезда еще месяц. А если времени менее суток – тогда высока вероятность, что билет вообще никому не достанется», – пишут наши подписчики.
Гранд остался без листа ожидания
Новая система не распространится на билеты крымского перевозчика «Гранд Сервис Экспресс», поскольку билеты на поезда «Таврия» и «Таврия Экспресс» продаются только на сайте и в приложении ГСЭ.
Так что пассажирам частного перевозчика придется покупать места по старинке или «ловить» их через сайт туту.ру.
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда, также их можно читать «Вконтакте». Наш сайт – 1520today.ru.