Современные застройщики тщательно подходят к обустройству детских пространств. По данным портала novostroy-m.ru, более 50% жителей новостроек — семьи, в которых есть хотя бы один ребенок. Огромный сегмент покупателей сегодня обращает внимание на то, насколько новый район будет удобен для самых маленьких, и рынок гибко адаптируется под пожелания аудитории.
На нашем канале уже публиковался подобный материал — перечитайте, если появится настроение. Там рассуждаем о том, как «эволюционировали» детские площадки на территории России.
А в этой статье мы решили сконцентрироваться на особенностях конструкций современных игровых зон для детей. Знать об актуальных трендах и тенденциях всегда полезно, особенно тем, кто в обозримом будущем собирается переезжать в новый район.
Экологичность: как можно больше натуральных материалов
В советское время площадки делали из железа, в 2010-х годах начали активно возводить новые — из пластика. Игровые городки размещались на резиновых покрытиях. Некоторые специалисты и сегодня рекомендуют использовать каучуковую крошку. Своеобразное решение: да, при падении на мягкую поверхность ребенок получает значительно меньше повреждений, чем при ударе об асфальт, однако об каучук тоже можно «стесать» колени, голени и ладони.
Понимая это, многие дизайнеры и застройщики стараются отказываться от подобных материалов, просто засыпая землю на игровой площадке большим количеством песка. Для самого строительства выбирается исключительно натуральные материалы. В первую очередь это дерево.
Лучше ориентироваться на изделия из акации: она хорошо переносит морозы, не гниет при попадании влаги и не покрывается плесенью.
Иногда из дерева изготавливают весь игровой комплекс целиком:
- дома и замки,
- канатные дороги,
- стенки для лазания,
- скульптуры животных,
- качели,
- спортивное оборудование.
Также активно задействуется природный ландшафт — холмы, впадины, большие камни, кусты и деревья. Многочисленные природные элементы аккуратно «вписывают» в игровые зоны.
Адаптивность: для всех возрастов
На территории ЖК должны быть площадки, рассчитанные в том числе и на подростков, и на родителей. Существуют нормативы, на которые ориентируются застройщики. Обычно проектируются комплексы для трех разных возрастов:
- от 0 до 3 лет,
- от 3 до 6 лет,
- от 6 до 12 лет.
Размер площадки зависит прежде всего от количества жильцов. Обычно под игровую зону выделяют около 10% от всей площади дома, из расчета 0,5-0,7 м² на человека.
Площадки для детей
В ЖК, ориентированных на семейную аудиторию, застройщики обычно делают акцент на площадках для малышей от 0 до 3 лет. Считается, что это самый важный этап в развитии человека. Кроме того, поставщикам интереснее всего работать с такими заказами: можно реализовать самые необычные дизайнерские и архитектурные идеи. Типового оборудования для этого сегмента стараются избегать.
О площадках такого типа рассказала Мария Кукса, руководитель по улучшению качественных характеристик продукта ЦРП «Петербургская Недвижимость» (Setl Group).
«В этом возрасте главное — развивать мелкую моторику. Чем больше ребенок сенсорными ощущениями познает мир, тем быстрее он пойдет, тем правильнее он заговорит, тем лучше у него будет социализация в три года».
Чаще всего на таких площадках встречаются следующие элементы:
- авторские песочницы, целые песочные городки,
- лабиринты,
- бизиборды,
- тактильные столы и коврики.
Для детей более старшего возраста застройщики планируют другие игровые зоны. По словам Яна Фельдмана, директора по маркетингу ГК «Ленстройтрест», самое главное — обеспечить детям возможность активно двигаться, сотрудничать друг с другом и экспериментировать. Поэтому на таких площадках размещают:
- более просторную игровую зону,
- тематические комплексы с физкультурными и развивающими элементами,
- домики и интерактивные доски;
- полосы препятствий и скалодромы;
- сооружения с песком и водой;
- место для настольных игр;
- скамейки, беседки с крышей — для отдыха.
В любом случае, на таких площадках должны быть предусмотрены места для взрослых. Но располагаться они должны в отдалении, чтобы малыши чувствовали себя свободнее.
Площадки для подростков
Чем моложе поколение, тем большее значение для него имеют гаджеты. Американское исследование показало, например, что миллениалы проверяют свои телефоны в среднем 150 раз в день. Из расчета на это для подростковых площадок изготавливают оборудование, которое позволяет совместить использование технологий с активным отдыхом. Юноши и девушки могут играть в компьютерную игру, при этом физически перемещаясь с места на место.
Обычно выбираются игры, ориентированные на командную работу. Подросткам, несмотря на ярко выраженное стремление к индивидуализации, нужна компания, и задача родителей — предоставить своему ребенку пространство для взаимодействия со сверстниками. Дворы старой формации не были рассчитаны на подростковую аудиторию, и в результате юноши и девушки занимали площадки для самых маленьких.
Теперь между домами обустраивают специальные места для подростков:
- гимнастические и альпинистские стенки,
- спортивно-игровые комплексы,
- столы для настольного тенниса,
- пространство для настольных игр.
Безопасность и рост не вширь, а вверх
За последние пять лет появилось больше высотных игровых комплексов. Это обусловлено несколькими факторами.
- В некоторых современных ЖК достаточно мало места во дворе.
- Дети любят карабкаться наверх, чтобы спускаться на землю с помощью высоких горок оригинальных форм.
На первый взгляд кажется, что низкая площадка более безопасна, однако это не так. Получить травмы можно практически в любой игровой зоне; например, родители легко отпускают детей на батуты, хотя это оборудование при несоблюдении техник безопасности становится очень травматичным. Об этом заявил Михаил Гущин, директор по маркетингу Группы RBI.
«Оказывается, самый безопасный тип оборудования — скалодром, а самый травматичный — батут. Хотя, казалось бы, один экстремальный, а другой «мягкий». Разгадка простая: опасность подстерегает тебя там, где ты ее не ждешь и расслабляешься, а там, где ты готов к риску, даже падать «удобнее».
В 2020-х годах подход застройщиков изменился в лучшую сторону: требования по безопасности игрового оборудования ужесточились. При этом оно стало более функциональным, разнообразным и «играбельным». Появилось много снарядов, по которым ребенок может лазать в разных направлениях, проявляя фантазию и развивая творческое мышление. В этом случае даже возможные падения становятся составляющей игры. Чтобы максимально обезопасить всех участников, на нижних ярусах натягивают веревочную сетку.
Уникальный дизайн
Дизайн имеет большой значение, и действительно, чем необычнее площадка - тем больший интерес она вызывает у детей. Но этот интерес должен возникать на двух этапах: и при осмотре, и при использовании.
Это частый недостаток авторских игровых пространств: взрослые создают дизайн, отталкиваясь от визуальной составляющей, но свою главную функцию площадка не выполняет — на ней не очень увлекательно играть.
Что касается самого дизайна, современные специалисты советуют выбирать более минималистичную цветовую гамму, но при этом активнее работать с необычными формами.
«Мы склоняемся к использованию натуральных цветов и отдельных цветовых акцентов, — заявила Анжелика Большегородская, заместитель генерального директора корпорации «Мегалит». — Часто оборудование выглядит более лаконичным: в слишком ярком и раскрашенном пространстве сложнее включать фантазию. Мы стараемся подталкивать детей к созданию большего количества различных игровых сценариев».
Всепогодные детские площадки
Эта тенденция наметилась относительно недавно, в 2022-2023 годах. В новых ЖК стали возводить игровые пространства внутри помещений. Это достаточно просторные детские комплексы с зонированием минимум на три отсека:
- для творчества,
- для отдыха,
- для подвижных игр (обычно именно там располагают основной игровой комплекс и горку).
На такой внутренней площадке, как и на уличной, ребенок весело проводит время вместе с родителями — они могут присоединиться к детям за столами, порисовать и поиграть. Очень удобно, если на улице снегопад или ливень, а сидеть дома не хочется.
Больше пространства и свободы!
В этом призыве заключается основная идея современных детских пространств. Современные дети в материальном смысле зачастую имеют гораздо больше, чем представители поколений Х, Y и Z, однако в их жизни недостает свободы. Сейчас ребенок, особенно в крупном городе, ограничен в перемещениях; интенсивность автодвижения, большое количество незнакомых людей не позволяют гулять на улице без ограничений.
Задача современных взрослых — обеспечить определенную свободу малышам и подросткам хотя бы за счет разумного благоустройства жилых комплексов. Михаил Гущин, директор по маркетингу Группы RBI, выразил, по сути, основной запрос целевой аудитории детских площадок.
«Детям нужно место, чтобы проявить фантазию, пойти на риск, проверить возможности, познать мир. Словом, узнать, испытать или научиться делать что-то новое. И площадки им понравятся лишь тогда, когда они дают такую возможность, — иначе никто не будет на них играть!»