В эпоху компьютерных игр, приставок и телевизора сложно говорить о том, что дворовое пространство может в меру удовлетворить детские и подростковые потребности. Но история площадок показывает, что для развития сенсорных, физических и, конечно же, социальных навыков просто необходимы прогулки на свежем воздухе. И, чтобы они были максимально интересными и продуктивными, города меняют детские пространства, основываясь не только на ГОСТах, но и на потребностях самой “целевой аудитории” — малышей и детей постарше.
Давайте вместе разберемся, как менялись привычные нам дворы с детскими площадками, и почему сейчас поиграть в таком пространстве понравится даже взрослым.
Немного истории
Изначально детские и подростковые пространства начали появляться еще в далеких 1900-х годах в США. Они представляли из себя “стандартный набор” для детской зоны: песочница, качели и спортивные снаряды (например, кольца или беговые дорожки того времени) в огороженной зоне. В первую очередь, такие пространства были созданы для минимизации подростковой преступности и пропаж, связанных с детьми, как бы страшно это не звучало. В прежние времена дети часто были предоставлены сами себе и “шатались” по улицам без дела, что провоцировало кражи, выбор неправильных кумиров и приоритетов, а также сомнительные развлечения. Связано это не только с воспитанием. Как писал Роберт Сапольски в своей книге “Почему у зебр не бывает инфаркта”, энергия, бьющая через край, в любом случае найдет свой выход и, если для этого не будет комфортных и позитивных условий, то найдутся противоположные. Детям жизненно необходимо изучение пространства вокруг себя, создание игровых и специальных зон стало идеальным решением для выплеска энергии малышей и подростков.
В России история детских площадок началась гораздо позже, и этому способствовали в том числе всем известные исторические факторы. В то время, когда взрослым постепенно стало интересно и важно, чем заняты малыши, мы пришли к знаменитым детским комплексам, сделанным из железа и стали. Все вы наверняка помните странные конструкции из обручев, лесенок и спортивных снарядов (культура СССР — здоровье и спорт), располагавшихся практически в каждом советском дворе. Такие пространства были ориентированы хотя бы на минимальную концентрацию детей в одном месте: для спокойствия родителей и подростковой социализации. Для совсем маленьких во дворах располагали домики с песочницами и качели, чтобы зонировать детей по возрастам.
Со временем все эти железные комплексы начали проваливать испытания окружающей среды: конструкции ржавели, отваливались и становились небезопасными для юных исследователей. Также стоит отметить, что до 2003 года в принципе не существовало документов, регламентирующих сроки и нормы эксплуатации детских площадок.
Так российские проектировщики постепенно пришли к классическим пластмассовым игровым зонам: замки и корабли со множеством лестниц и горок с яркими крышами. Такой вариант был удобнее и дешевле: несмотря на пластик, конструкции были дешевле и прочнее, а природные катаклизмы не портили внешний вид и эксплуатационные характеристики площадок. В качестве покрытия для детских зон проектировщики стали отдавать предпочтение резине, знакомой нам с баскетбольных площадок. Считалось, что это минимизирует травмы малышей. Именно с кораблями, замками и паровозиками из яркой пластмассы детские площадки просуществовали около 10-15 лет в российских дворах.
Что же сейчас?
Начиная с 2010-2015 годов в Россию пришла массовая застройка современных ЖК, в том числе премиум класса. Для внешнего вида и позиционирования таких жилищных комплексов совсем не подходили стандартные застройки из яркого пластика. Тем более, что к проектированию как самих домов, так и околодомовых пространств подключали архитектурные бюро и именитых дизайнеров.
Так, современные детские пространства стали похожи на волшебную эко-сказку, в которой есть место натуральному дереву, причудливым, абстрактным формам и грамотному зонированию игровых блоков. Что же именно изменилось в детских площадках?
- Подход к проектированию. И здесь мы говорим непосредственно про разработку самой идеи и концепции. К проектам детских площадок стали подключать не только архитекторов, но и педагогов, психологов, и, конечно же, самих малышей. Так, например, в одном из проектов юный участник опроса нарисовал качели и на месте, где располагается сиденье, подписал: «Матрасик». Казалось бы, небольшое, но важное уточнение — тем самым ребенок дал понять, что хочет играть не на жестких, а на удобных качелях (исследования социолога Иванова).
- Материалы. На замену пусть недорогой и долговечной пластмассе пришли натуральные материалы: дерево для самих конструкций, песок и мелкая галька для покрытия пространства. Кстати, песок не менее безопасен, чем привычное нам резиновое покрытие, так еще и обретает дополнительные функции в дождливую погоду: площадка превращается в бюро юных строителей.
- Психология пространства. Вы, наверняка, обращали внимание, что проектировщики отошли от ярких паровозиков и замков, отдавая предпочтения абстрактным формам. Это сделано прежде всего для развития воображения и пространственного мышления малышей. Так, вместо того, чтобы играть в готовом замке с одним сценарием, для разных детей получается своя собственная игра: деревянный куб может стать как сиденьем в вагоне поезда, так и волшебным драконом, на котором малыши полетят спасать друзей. Педагоги и психологи отмечают, что развитие воображения очень важно во время игры, и чем абстрактнее фигура, тем больше сценариев ее использования возникает в голове ребенка. Не менее важно давать ребенку взаимодействовать с поверхностями и познавать свое тело: благодаря специальному покрытию и безопасному проекту, серьезных травм дитё не получит, но определенный риск в игре должен присутствовать (выдыхаем: падать, разбивать коленки и даже немного поплакать после этого - нормальный детский опыт).
- Удобство для всех. Игровое пространство перестало быть удобным и интересным исключительно для малышей. Так, практически в любом дворе, есть удобная зона как для совсем маленьких (песочницы и сенсорные игрушки), так и качели-карусели для детей постарше. Яркий пример — аттракционы в подмосковном парке “Пехорка”, на которые ежедневно стоит очередь и из школьников, и из взрослых. Детские площадки все чаще появляются во “дворах без машин”, что существенно успокаивает и родителей, и водителей. Не менее важна звукоизоляция — так конструкции горок поглощают звуки, а по периметру пространств высаживают зеленые ограждения.
Околодомовые пространства и детские площадки стали намного лучше и интереснее, и этот тренд постепенно распространяется по всей России. Малыши могут не только свободно гулять по “своей” территории, но и развивать важные навыки через игру.
А родителям желаем терпения и непромокаемых детских комбинезонов :)