Найти тему
Вагонник

Кафедре Вагоны и вагонное хозяйство Петербургского Государственного университета путей сообщения Императора Александра I исполняется 70 лет

Одним из критериев стабильной работы вагонной отрасли - является подготовка квалифицированных кадров. Так 3 июля 2024 года - в день Вагонника, еще один памятный праздник - исполняется 70 лет кафедре Вагоны и вагонное хозяйство Петербургского Государственного университета путей сообщения Императора Александра I . Сам университет, является одним из старейших транспортных учебных заведений в нашей стране, в том числе железнодорожного транспорта.

Первоначально Институт был открытым высшим учебным заведением с четырехлетним сроком обучения. Хотя воспитанники и имели воинские звания, но формально Институт считался гражданским учебным заведением, и военные дисциплины в нем не преподавали. В декабре 1823 г. Институт Корпуса инженеров путей сообщения был преобразован в закрытое учебное заведение по образцу военных кадетских корпусов, и в учебные планы были включены военные дисциплины и фронтовое обучение. И только в 1864 г. Институт вновь стал гражданским учебным заведением.

В первые годы своего существования Институт готовил специалистов широкого строительного профиля, но уже в 30-е годы XIX в. в связи с сооружением в России первой железной дороги (1837) в учебные программы курса строительного искусства были включены специальные разделы по строительству и эксплуатации железных дорог.

Первое здание университета
Первое здание университета

Предшественниками кафедр, выпускающих в настоящее время специалистов по проектированию и эксплуатации подвижного состава, были кафедры механики, развивавшиеся с 1817 года.

В 1890 году был составлен новый учебный план, по которому студенты изучали механику и связанные с ней прикладные дисциплины в течение всего периода учебы, то есть с 1 по 5 курсы. Кафедра «Практическая механика» разделилась на пять самостоятельных, в их числе была создана кафедра «Паровые машины», руководителем которой был профессор А.Д. Романов. А позже от нее отделилась кафедра, получившая название «Подвижной состав и тяга поездов». Эта кафедра и является родоначальницей кафедр современного Механического факультета ПГУПС «Локомотивы и локомотивное хозяйство» и «Вагоны и вагонное хозяйство».

В начале XX века специалисты по подвижному составу обучались на Сухопутном факультете, на кафедре «Тяга и тяговое хозяйство». В 1929 году был создан Тяговый факультет, деканом которого был назначен профессор Д.Н. Дьяков. В состав факультета вошла вновь созданная кафедра «Вагоны» (зав. кафедрой профессор В.В. Колчев).

В 1954 году была проведена очередная реорганизация и слияние кафедр, в результате чего появилась кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство», которую возглавил доцент Иван Иванович Челноков — крупнейший специалист в области динамики и прочности вагонов своего времени. Им опубликовано более 250 научных трудов, на его разработки и изобретения выданы 52 авторских свидетельства и 7 патентов.

В 1959 году под руководством И.И. Челнокова начинает работать научно-исследовательская группа, преобразованная в 1960 году в отраслевую научно-исследовательскую лабораторию «Динамика вагонов» МПС СССР. Лаборатория внесла существенный вклад в развитие скоростного движения на железных дорогах. С участием работников лаборатории созданы скоростные поезда РТ-200, ЭР-200, «Сокол», решены многие задачи улучшения ходовых качеств грузовых и пассажирских вагонов.

Продолжателем дела И.И. Челнокова стал его ученик и сподвижник д.т.н., профессор М.М. Соколов, заведовавший кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство» с 1979 по 1986 г. Он создал общую методику расчёта систем рессорного подвешивания вагонов, разработал параметрический ряд специализированных вагонов, различные типы тележек, опубликовал более 250 научных трудов, в том числе учебники, монографии, публикации в отечественных и зарубежных журналах, авторские свидетельства.

Здание ПГУПСА
Здание ПГУПСА

В 1986 году коллектив кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство» возглавил д.т.н., профессор Юрий Павлович Бороненко. Под его руководством кафедра ведет работу по созданию инновационного подвижного состава, методов его ремонта и эксплуатации.

Юрий Павлович Бороненко (фотография с сайта кафедры)
Юрий Павлович Бороненко (фотография с сайта кафедры)

Во времена дефицита подвижного состава кафедра освоила и занималась продлением срока службы грузовых вагонов, а затем научные работы кафедры и мировой опыт позволил разработать принципиально новый (инновационной) подвижной состав с осевой нагрузкой 25 тс и уже в 2010 году началась их подконтрольная эксплуатация. В настоящее время вагоны курсируют на всем пространстве колеи 1520 мм.

На сегодняшний день сотрудники кафедры завершили работы по проектированию и внедрению новой инновационной тележки модели

18-9891, которая успешно используется под тяжеловесными вагонами, работы кафедры легли в основу создания нового типа восьмиосных вагонов-цистерн изготавливаемыми на АО «Рузхиммаш» по заказу АО «ФГК». Совместно с Департаментом технической политики ОАО «РЖД» разработана новая методика испытаний подвижного состава увеличенной длины, рекомендованная к использованию всеми профильными испытательными центрами страны.

Выпускники кафедры трудятся на предприятиях вагонного и пассажирского хозяйства железных дорог, в службах железных дорог и департаментах ОАО «РЖД», вагоностроительных и вагоноремонтных заводах, предприятиях промышленного и городского транспорта, в различных компаниях, имеющих собственный подвижной состав, а так же в других отраслях промышленности и транспорта как на территории России, так и за рубежом.

К настоящему времени свыше 3900 выпускников кафедры стали руководителями производств, общественными деятелями, проектировщиками, конструкторами, технологами, научными и педагогическими работниками.

От всей души поздравляем Коллектив кафедры с Юбилеем!