Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

«Королевская игра» - фильм совсем не о шахматах

Психологическая драма Филиппа Штёльцля 2021 года выступила своеобразным оммажем австрийскому новеллисту Стефану Цвейгу. Хотя сюжетная линия фильма переплетена с «Шахматной новеллой» Цвейга, произведения эти далеко не идентичны, что особенно заметно в отношении главных героев.

Фильм завершается цитатой из Цвейга 1941 г. «Именно сегодня мы должны поддерживать нашу веру в несокрушимость духа», что представляется скорее вопром к eё автору. Почему всего через год он вместе с супругой решит покончить с собой; несокрушимость ли это духа или безумие?

Название «Королевская игра» лента получила в российском прокате, немецкое «Schachnovelle» не претендовало на новизну, напротив, подчеркивало преемственность и связь с Цвейгом. Главный герой Йозеф Барток в начале фильма даже возражает нацистскому офицеру Бёму и ставит акцент на собственном аристократическом предпочтении музыки, еды, литературы и искусства. Исторически шахматы никогда не были излюбленной игрой королей, в отличие от военных баталий.

Сходство Бартока и Цвейга налицо (и даже на лице). Начиная с деталей внешности: элегантные усики были в ходу в то время в Австрии (посмотрите фото новеллиста); и завершая биографией – по материнской линии Цвейг происходил из зажиточной семьи банкиров. Однако от благополучия не остается и следа, когда после аншлюса Австрии Германией писатель, подобно Одиссею, покидает родные края.

Герои книги и фильма, доктор Б. и Йозеф Барток – в большей степени соседи, чем братья-близнецы. Персонаж «Шахматной новеллы» уходит с головой в символический мир шахмат, чтобы спастить от тягот жизни в изоляции. Он чудом становится сильнейшим в этой игре и действительно садится за доску напротив чемпиона мира Чентовича, необразованного балканского крестьянина, олицентворяющего своим стилем немецкую военную машину. Шахматы спасли доктора Б. в заключении, но на свободе он едва выдерживает неврное напряжение одной серьезной партии с чемпионом.

В фильме же зрителю демонстрируется сознание Йозефа Бартока, в котором реальность слилась с галлюцинацией. Это восприятие шизофреника, и мы лишь в конце понимаем, что матч был всего лишь плодом воспаленного воображения. Чтобы не выдать тайну в поединке с дознователем Бёмом, Йозеф отпраляется в безумную одиссею за пределы своего разума, идентифицируясь с Ван Лёйвеном, шахматистом из случайно выкраденной им книги.

Сумеет ли Йозеф вернуться из своего опасного путешествия, остаётся загадкой. Цвейг не сумел, потеряв надежду, когда до начала «коренного перелома» оставалось всего каких-то пять месяцев.

Автор: Смирнов Артём Анатольевич
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru