Пуля прошла на расстоянии считанных миллиметров от виска. Тойво не успел ничего понять. Его лишь обдало холодной струйкой воздуха. Это произошло так быстро, что он даже не успел испугаться.
Подобного финский снайпер не предполагал. Он долго и тщательно готовил позицию на втором этаже полуразрушенной пятиэтажки в Петрозаводске. Затем уделил достаточное время маскировке. Все сделал по правилам. А тут такое.
Тойво не знал, каким образом русскому удалось его выследить. Но в итоге финн совершил свой первый промах. А ведь он на фронте с осени 1939 года! В зимнюю войну с советами Тойво Лехтинен являлся одним из самых успешных стрелков в армии. На его счету были десятки красных офицеров и солдат. Лехтинен старался не лишать жизни мирных жителей. Но это не всегда получалось. Он, конечно, понимал, что люди ни в чем не виноваты. Что они не по своей воле оказались в зоне боевых действий. Но если того требовала конкретная ситуация, то снайпер, не задумываясь, нажимал на спусковой курок. Война – не место для сантиментов.
Особое внимание он уделял офицерам. Командиры, по мнению финна, должны были понести всю ответственность за агрессию Советов. Это именно они первыми напали на его страну. А теперь он вторгся в их страну. Всё справедливо. Поэтому к своей работе он относился философски, успокаивая совесть тем, что почти не трогает мирных людей.
Такие мысли посещали снайпера, пока он менял позицию. Хочешь не хочешь, а задание выполнять нужно. Он должен был засечь и устранить связиста русских, который, по прогнозам, вскоре должен был появиться поблизости и начать налаживать линию связи. Ликвидировать его выпало Лехтинену. Тот понимал, что таким образом нарушит свои принципы, но приказ есть приказ.
Тойво пытался сопротивляться, но даже его огромный авторитет не помог. Невыполнение приказа грозило штрафной частью и передовой. Он не хотел на передовую. И не потому, что там убивали, а потому, что за годы войны привык работать один. И такое положение дел он считал своей привилегией и свободой, от которых отказываться не собирался.
Финн, наконец, сменил позицию. Казалось, что ему удалось сделать это незаметно для советского снайпера. Разбираться с ним не было ни времени, ни желания. Тойво должен был выполнить приказ. Русские, скорее всего, решили, что убили его. Поэтому появления связиста он ждал на рассвете. Финский снайпер решил немного поспать и погрузился в тяжелый тревожный сон.
Первые лучи солнца нехотя появились за горизонтом и напомнили о мирной жизни. Они совершенно не сочетались с войной и выглядели нелепо в полуразрушенном городе. Тойво посмотрел в прицел винтовки. К месту обрыва связи русских кто‐то осторожно полз. Солдат часто останавливался и оглядывался по сторонам. Убедившись, что все в порядке, он продолжал ползти. Лехтинен поправил прицел. Сейчас главное выровнять дыхание и можно стрелять. Он почти не сомневался в точном попадании.
Снайпер имел привычку никогда не всматриваться в лица своих целей. Он боялся, что те будут сниться ему по ночам. Что его заставило сделать это сегодня? Даже много лет спустя он так и не смог ответить на этот вопрос. Но лишней секунды хватило, чтобы рассмотреть в прицел винтовки мельчайшие детали лица русского связиста. Тойво увидел веснушки и курносый нос совсем юной девушки. Ее внешность не была выдающийся, но она настолько отражала детскую непосредственность, что финн задумался. Ему оставалось лишь сделать последнее движение пальцем, чтобы все закончить. Но ребенок в прицеле не давал ему этого сделать. Он даже не колебался. Решение было принято сразу. И принято с такой решительностью, которой снайпер от себя не ожидал. Тойво отпустил палец со спускового крючка, зачехлил винтовку и медленно пополз к своим. По пути он принял твёрдое решение, что больше никогда не будет воевать.
Уважаемые читатели. Всё видео теперь в Рутубе. Если интересно, то ссылка ниже.
Рассказ является художественным произведением.
Бомжи тоже люди. Можете убедиться в этом здесь.