- Ну, какой тебе День Рождения? Старая уж ты. 47 стукнуло. О вечном бы подумать, а ты мужика все дергаешь из-за того, что он нарядный колпак не нацепил и колье тебе, сюрпризом, не преподнес. Заняться тебе нечем. Работаешь до пяти, вечерами готовую еду из ресторанов лопаете, а не сама стряпаешь. Не переработалась ты. Ленка твоя уж сама мать. Отсюда у тебя эти капризы. Заняться нечем! День Рождения ей подавай! С хороводами и конкурсами! Клоунов тебе не заказать? Хотя ты сама…
- Что я сама?
- Клоунаду эту разводишь!
- Папа!
- Не “папкай” мне. Я поболе тебя живу, все повидал. Когда еще молодые расходятся, там меньше вопросов. Где-то характерами не сошлись, в чем-то ума еще нет… Когда ты с Никитой расходилась, я не влезал. Многие ошибаются в юном возрасте. Но то, что ты, уже 47-летняя тетенька, заговорила о разводе, потому что муж не привел тебе клоуна и не те цветочки подарил, это, Полина, смешно. Кризис среднего возраста пришел с опозданием? О внуке подумай! Ему нужны праздники и шарики, а тебе в твои годы стыдно о таком говорить.
Кризис? Наверное… Только не кризис среднего возраста, а кризис их брака.
Презрение отца оставило Полину в смятении.
Она перебирала лепестки засыхающих ирисов. Все предрешено? Артем ей не нужен? Перебирая цветы, которые она не удосужилась поставить в вазу, Полина плакала. Ирисы! Она говорила ему, что подойдут любые цветы, но только не ирисы. Не эти злосчастные ирисы, которые он приносит ей на все праздники.
Из брака у них пропало все: любовь, внимание, милые глупости. Дежурные улыбки и дежурные ирисы на праздники – их удел.
Чтобы решиться на такой непростой шаг, Полине хотелось получить утешение и поддержку близких. Но отец ее осмеял.
Или она, действительно, уже старовата для таких переворотов в доме.
Муж уехал на работу, не подняв ее и даже не приготовив ей завтрак в честь праздника, что она для него делала каждый год. На его юбилей, ему 50, Полина украсила дом и созвала всех его друзей. Ей же перепал только букетик ирисов, дожидавшийся ее в коридоре. Артем перед работой зашел в цветочный и купил не самый красивый букет, а, как показалось Полине, “то, что вчера не разобрали”.
- Ты уходишь от папы? – Лена принеслась к маме.
- Думаю…
Запрятавшись за ширмой, что стояла у них для красоты, ответила Полина. Лена-то ей покажет, где раки зимуют. Высмеивающий ее отец еще одуванчиком покажется. Для Лены Артем – это отец, защитник и ближайший друг. Он Лене формально отчим, но это только добавляет ему баллов хорошего отца, потому что многие свои-то так не любят, как он любит ее.
- Уходи! Не думай! Дедушка утрирует. Он такого слова, как “развод” до сегодняшнего дня и не знал. Для него это недопустимо. А, если отодвинуть устаревшие стереотипы, то ты безусловно права. Ты в самом расцвете сил! 47! Еще трижды замуж успеешь выскочить. Ты потеряешь время на этого Артема. Никаких букетов, никаких поездок. Может, он и нашел кого. На стороне. А ты об этом не догадываешься, потому что наивная и добродушная. С Артемом я лажу, но, если нужно определиться, то я за тебя.
- Неожиданные перемены… Лен, я не прошу тебя определяться. Он тебе такой же родитель, как и я.
- Нет. Он отчим.
- Но как отец.
- Поели мы в детстве сладкой ваты на аттракционах – что с того?
Энтузиазм Лены насчет развода мамы Полину даже немного оттолкнул. Хорошо, что она не рассорилась с дочерью, но Лена… словно мечтала о том, что мама уйдет от мужа, хотя никаких предпосылок не было.
Полина вообще чувствовала какое-то отдаление дочки. Когда Лена родила, для нее все, кроме мужа и ребенка, потеряло значение. Конечно, это естественный ход событий. Надо жить своей семьей. Дети – важнее всего. Но и матери можно позвонить не раз в месяц, а хотя бы раз в неделю и иногда заглядывать не только для того, чтобы перехватить денег до мужниного аванса.
А тут у Лены такие мысли, будто это говорит кто-то посторонний.
- Я благодарна, что ты меня подбадриваешь, но… это двулично, Лен. Ты его отцом считала, так с чего этот резкий переход на “Артем”?
Обычно она говорит “папа”.
- Ляпнула там я когда-то “папа”, так когда это уже было! Мама, ты преувеличиваешь значение, ищешь везде какой-то особый смысл… А не подкинешь немного до аванса?
Артем ушел без криков. Внимал всему, что говорила Полина, несколько раз порывался ответить, объясниться, но она завернула все его попытки и сказала, что поможет с переездом. Он не навязывался, когда Полина оборвала их отношения.
- Напрасно ты подумала, что я тебя разлюбил. Нет. Я очень люблю.
- Но в чем это выражается? Артем, я еще не старушка. Мне нужны все эти милые глупости. У тебя все выражается в том, что мы сыты, одеты, что можем ходить в частные клиники, и что я работаю в свое удовольствие. Но я поняла, что ты это делаешь не из любви, а… ну, как ответственный руководитель, который заботится о подчиненных. Мне не нужны дежурные букеты.
Без Артема стало… одиноко.
Оказалось, что его ирисы – это не так уж и плохо. И что к храпу она привыкла. Он не интриговал ее сюрпризами, но был надежным, работящим. Ей уже и хотелось, чтобы он навязывался. Строчил смс-ки. Неловко топтался под балконом.
- Не поспешила я? – уже корила себя Полина, - Правда, что ли, кризис… В отношениях или в возрасте. Вроде, обидно быть с тем, кому ты не нужна, уж тогда легче совсем без него, но мне вдруг показалось, что, может быть, я и была ему нужна, только он не умел это показывать.
- Мама, ты двигаешься в верном направлении! – утешала Лена, - Сразу после расставания сложнее всего, когда перебираешь в голове ваши совместные моменты, и вспоминается только хорошее. Ты подсознательно хочешь вернуться в зону комфорта.
- Но почему бы и нет?
- Смотри, если бы он после того, как ты попросила его на выход, начал за тобой бегать, то еще можно было бы подумать…
- Но это Артем. Он всегда уважал мои решения. Если я говорю ему “нет”, то это железно “нет”.
- Ты заблуждаешься. Любил бы – стоял бы сейчас под балконом, и было бы наплевать на все твои решения. Но он не приходит. Потому что, как ты сама сказала, ты для него сотрудница, которой он уделяет ровно столько внимания, сколько положено по регламенту. Выкинь ты это из головы. Займешься собой… нами. Внуком.
“Выкидывать” Полина поехала на базу отдыха. Смущало ее то, что дочь не отвечала Артему. Игнорировала. Как развод состоялся, она радовалась больше матери. Двуличность дочери заставила Полину понервничать. Все, что касалось Артема, занимало Лену, только если это было о деньгах:
- Дача точно твоя после развода? Он судиться не надумает?
- Вы делили сбережения?
- А подаренная квартира на тебе? Точно?
Лена превосходный счетовод.
Она не требовала от матери что-то ей отписать-переписать, но теперь всегда и везде в разговорах сквозила тема денег.
Она и запустила ту цепь событий…
На базе отдыха не было бассейна, зато было озеро. Полина расстелила покрывальце на траве и поставила телефон на громкую связь, чтобы нанести крем от загара:
- Лена, ты что так переменилась к Артему? Я тебя не узнаю. Все темы сводишь к деньгам.
- Повзрослела я, мам. И теперь-то я все понимаю. Жилье не бесплатное, проезд не бесплатный, дети так-то тоже не бесплатные, а мы троих хотим. Остепенилась я. Повзрослела. Ты, конечно, моя мама, но у меня уже своя семья, о которой я обязана побеспокоиться. А Артем мне вообще никто. Меньше народу… И ты не молодеешь. Вдруг что вылезет, какие возрастные изменения… Надо понимать, что потом произойдет с имуществом.
Лена выразилась немного туманно.
- Разве я не в самом расцвете лет?
- Ну-у-у-у… - протянула Лена, - Относительно.
Не в ту стень уходили их беседы. От искренне-семейных к материально-рациональным.
Полина окунулась в воду, глубоко задумавшись. Она плыла и плыла. Когда дочь свернула куда-то не туда? Когда ее перемкнуло на деньгах? Квартиру снимают дорогую, дороже многих, на себе не экономят, хоть Лена и просит вечно денег до аванса, но это, потому что транжиры они еще те. Полина заплыла на середину озера, даже не заметив, как это произошло. И попала в водоворот. Ее мотало под водой, пока она была еще в силах барахтаться. Но силы ее покинули. Полину вытащили рыбаки, у которых проходили неофициальные соревнования на берегу. Кто-то прыгнул с мостков в озеро, но не доплыл бы. Мужчины сориентировались и завели моторную лодку.
Долгое нахождение без кислорода может привести к необратимым разрушительным процессам, но, если сейчас все и обойдется, то нет гарантий, что последствия не догонят позже. Это и сказали родственникам – Лене и Федору Борисовичу.
У Полины все более-менее обошлось, хотя ей и чудилось, что мыслительные процессы у нее как-то замедлились. Она и сама как заторможенная. Когда ее навестил Артем, без проволочек поставив перед ней банку с покупным супом, Полина даже поела, а не крикнула ему, что бывшим мужьям сюда приезжать не стоит.
- Поля, я осознал свои ошибки, я люблю тебя, но я не умею это показывать, но, если мы сможем начать все сначала, то я… наизнанку вывернусь, я себя переделаю, но буду таким, как ты хочешь. Я и с цветами-то этими... Забываю я, Полина. Не записывается эта информация у меня на жесткий диск. Зато я знаю, во сколько тебя забирать с работы. Я отвожу твою "Тойоту" в сервис, чтобы проверить, безопасно ли ты ездишь. Никогда не предам тебя. Я... сосредоточен на чем-то глобальном в отношениях, но я понял, что и про рядовые вещи нельзя забывать.
Она сказала, что ей нужно подумать.
- Надеюсь, что последствия не скажутся на мне через полгода… Или год… - Полина немного недоверчиво уезжала из больницы.
- Хорошо, что ты сама об этом заговорила, - сказала Лена, - Заедем кое-куда? Нужна твоя подпись.
- Я комиссию проходить не буду…
- Это не комиссия, а нотариус. Мамуль, надо бы квартиру и дачу переоформить. Доктор же не гарантировал, что ты выздоровеешь. Сегодня отпустило, а чем это обернется в дальнейшем… Не охота потом с бумагами бегать, да и дед тоже претендент на наследство. Или вдруг осложнения какие, ты станешь недееспособной, а, когда имуществом на недееспособном человеке, это просто чемодан без ручки. Его же не продать и не переписать. Подписать бы все сегодня, чтобы впросак я не попала, когда ты… В смысле, если ты не выздоровеешь полностью. А я и нотариуса уже нашла, тебе только подписать! На старости лет надо уже и посерьезнее задуматься о том, как распорядиться квартирами и дачами.
- М-да, дочь, как легко ты со мной простилась…
Полина, недолго думая, вернула Артема в свою жизнь. А еще он записывал все, что нравится Полине: от тюльпанов до украшений. Чтобы не попасть впросак. С Леной она сохраняет дистанцию, а Лена не понимает, почему.