Найти тему
Obscure Music

Liturgy "93696" 2023 (Thrill Jockey)

Один из самых неоднозначных, спорных и провокационных альбомов прошлого года. Сольный проект, превратившийся постепенно в полноценную группу, с самого начала воспринимался многими любителями тяжёлой музыки, и блэк-метал в частности, в штыки - в основном благодаря неоднозначной личности лидера, но не в последнюю очередь и из-за той музыки, что исполняли американцы в течение своей карьеры. Изначально группа позиционировала свою стилистику как авангардный блэк, что позволяло ей проводить множество самых различных экспериментов, благодаря чему втискивать её альбомы в прокрустово ложе жанровых ограничений с каждым разом становилось всё труднее. Собственно, всё то, что команда выпустила до выхода этого диска, мне не очень нравилось. Материал был довольно разношёрстным, откровенно экспериментальным и действительно весьма авангардным, однако упор делался в основном на идеологию в текстах и на шумовую составляющую в музыке. Даже прошлый диск, на котором можно было услышать массу струнных и духовых, получился очень нойзовым и где-то даже антимузыкальным. Многое поменялось в позапрошлом году. Во-первых, группа заключила контракт с авторитетным лейблом Thrill Jockey, который знаменит своими релизами в области пост-рока, экспериментальной электроники и околоджазовой музыки, и не имеет никакого отношения к металу вообще, и особенно к блэку. Во-вторых, в качестве продюсера и звукоинженера был приглашён легендарный Стив Альбини (покинувший, увы, наш бренный мир в этом году), который также никогда не работал с блэк-металистами. Так что вполне ожидаемо никакого блэка на новом альбоме нет и в помине. Даже вопли вокалиста (или правильнее вокалистки?) скорее имеют отношение с металкору или может быть к скримо, но не к чёрному металу. А уж в музыкальном смысле альбом получился самым настоящим монстром. 80 с лишним минут звучания, сложнейшая для восприятия музыка, которая пожалуй ближе всего расположена к классическому авангарду с множеством стилевых экспериментов, начиная с джаза и заканчивая глитчем, полноценный оркестр, детский хор, огромное количество самых разнообразных экзотических инструментов, в числе коих глокеншпиль, окарина, тромбон, флейта, марксофон и так далее, умопомрачительная работа барабанщика (я вообще считаю Лео Дидковского одним из самых недооценённых драммёров современности) и парадоксальное сочетание ярких мелодий (хотя их тут и не так много, ибо этот жанр всё же изначально не про них) и диких ритмических и гармонических завихрений. Такую музыку очень непросто слушать, в неё приходится вгрызаться, а сейчас это мало кому нужно. Есть ли смысл тратить своё время на попытки осмыслить произведение наподобие этого? Вопрос риторический. Каждый отвечает на него для себя сам.