Утром 3 января 1976 года самолёт Ту-124В авиакомпании Аэрофлот готовился к вылету из Москвы (Внуково) в Минск. Небо над Внуково было затянуто облаками с нижней границей 150 метров. На борт поднялись 56 пассажиров. В кабине заняли свои места 4 человека экипажа. В салоне работала одна бортпроводница.
Самолёт разгоняется по полосе, отрывается, взмывает в небо и скрывается за облаками. На высоте 250 метров экипаж начинает выполнять правый разворот и докладывает об этом диспетчеру. Тот даёт указание подниматься до высоты 1500 метров. Однако в ответ - тишина. Повторные вызовы безуспешны. Диспетчер поднимает тревогу.
Вскоре приходят новости о том, что полный топлива Ту-124 рухнул в пяти километрах от аэропорта. Свидетели сообщили, что он вывалился из облаков с большим левым креном (около 80°) и быстро понёсся к земле. Затем он врезался крылом в землю, взорвался и столкнулся с деревянным домом в деревне Санино, повредив ещё два соседних. Всего Ту-124 пробыл в воздухе чуть больше минуты. В катастрофе погибли 62 человека: все 5 членов экипажа и 56 пассажиров, а также 74-летняя жительница деревни. Ещё один житель деревни получил ранения.
Кататсрофа представляла из себя загадку. На первый взгляд все системы работали нормально. Но пилоты ни с того ни с сего ввели самолёт в большой левый крен и не пытались из него выйти вплоть до последних мгновений перед столкновением. Ситуация прояснилась когда следователям удалось установить что в те моменты происходило в кабине.
Итак, самолёт выполняет правый разворот и экипаж докладывает об этом диспетчеру. Но тут пилоты видят на авиагоризонтах что правый крен начинает сильно расти. Свериться с реальной линией горизонта или наземными ориентирами - невозможно, так как самолёт летит в густых облаках. Всё что есть у экипажа - это приборы, которые говорят о том, что борт заваливается вправо.
Логичным действием - отклонением штурвала влево - пилоты парируют правый крен. Однако авиагоризонты показывают что правый крен продолжает расти. Срабатывает сигнализация о предельном крене. Пилоты ещё сильнее отклоняют штурвалы влево. Ничего не помогает. Самолёт теряет высоту. Внезапно лайнер выходит из облаков и экипаж видит, что они несутся к земле с огромным ЛЕВЫМ креном. Всё это время они действовали неверно. Пилоты пытаются вывести самолёт из пике, но малая высота и огромная скорость снижения не оставляют им шансов.
Следователи установили главного виновника катастрофы - авиагоризонты. К моменту столкновения с землей показания основных авиагоризонтов командира и второго пилота отличались от фактического крена самолета на 120-134°. То есть во время правого разворота экипаж видел на авиагоризонтах что правый сильно крен возрастает, хотя фактически он оставался неизменным. Дезориентированный в условиях полета в облаках экипаж начал, как он полагал, парировать возрастающий правый крен. Но по факту пилоты ввели лайнер в левый крен.
При достижении левого крена в 32° сработала сигнализация предельного крена. Пилоты, глядя на авиагоризонты, посчитали это из-за того, что самолёт сильно завалился вправо и ещё сильнее отклонили штурвалы влево, тем самым усугубив ситуацию. В результате самолет перешел в крутую спираль левого вращения с вертикальной скоростью снижения до 50 м/с. Когда экипаж осознал что происходит, было слишком поздно.
Специальных тренировок по определению отказа авиагоризонтов в тот момент попросту не существовало, поэтому экипаж вовремя не смог распознать аварийную ситуацию. К сожалению, сами авиагоризонты были сильно повреждены и установить причину их неверных показаний не представилось возможным.
Посадка Ту-124 на Неву:
Расследования Авиакатастроф в телеграм