Томас Манн однажды заметил, что большинство писателей, по существу, занимаются не своим делом: «они — оказавшиеся не на своем месте живописцы, или графики, или скульпторы, или архитекторы, или же еще кто-нибудь».
Готовясь проводить мероприятие в одной из библиотек, я захотела узнать об этом поподробней. И вот, что получилось.
Если взять, скажем, творчество Есенина и Достоевского, такое разное, но все же сопоставимое по некоторым параметрам, можно прийти к выводу, что и в том и в другом случае творчество авторов соотносится с понятиями «беспредельности» и «широкости», близкими по своей внутренней сути духу музыки как искусства…
Если еще чуть углубиться в этот вопрос, увидим, что музыкальной может быть далеко не только лирика, но и произведения крупной формы. Например, романы Достоевского, как ни удивительно это прозвучит, во многом строятся именно по законам музыки.
Это отдельная интересная тема, скажу лишь то, что варьироваться и развиваться отдельные лейтмотивы в произведениях романиста могут также, как это делает музыкальный лейтмотив. Например, одна и та же фраза у героев произносится то в более лирическом, то в более ироническом ключе - так герои предугадывают, предчувствуют события и таким образом событие рисуется дважды: в мыслях героя и в своем воплощении.
Еще творчество Достоевского сравнивают с музыкой Шостаковича по тем ироническим, пародийным интонациям, которые звучат у обоих творцов.
Но и с поэзией не все так просто. Она может быть созвучна музыке не только своей мелодичностью. Так, чисто музыкальной логике построения подчинены библейские поэмы Есенина, где переходы от одного настроения к другому обусловлены эмоциональным развитием этих поэм, но не смысловым, отчего, к примеру, каждая новая глава поэмы «Преображение» несет в себе совершенно новую интонацию.
Если бы проводился вечер памяти Есенина и Достоевского (что я действительно делала недавно на одной из культурных площадок), была бы вполне уместна музыка Сибелиуса, Бетховена, Огинского…
Первые 16 лет жизни Яна Сибелиуса совпадают по времени с последними 16-ю годами жизни Достоевского, а с 30 до 60 лет он - современник Есенина. И как раз в эти годы он и пишет свою гениальную музыку. Обоим литераторам Сибелиус близок по духу своей бурной и экспрессивной музыкой (например, это видно в скрипичном концерте). Кстати, как и Есенин, Сибелиус много пил в конце своей жизни; как и у Есенина, у него есть сказочные мотивы в творчестве. Кроме того, творчество Сибелиуса, как и Достоевского, глубоко философично, только передается это при помощи звуков, а не слов.
Бетховен был одним из любимых композиторов Достоевского. Финал его 9-ой симфонии вдохновил литератора на написание одной из глав «Братьев Карамазовых». Ода «К радости» Шиллера, которая звучит в финале симфонии в исполнении хора, у Достоевского частично вложена в уста Мити Карамазова и дополняет его восторженную исповедь.
Полонез Михаила Клеофаса Огинского «Прощание с Родиной» в чем-то поразительно созвучен образу Есенина. Будучи уже взрослым человеком, Огинский стал одним из борцов за независимость Речи Посполитой, которая была разделена между Пруссией, Россией и Австрией. Речь Посполитая в результате происходящих событий исчезает как независимое государство, многие участники бунта вынуждены скрываться, и в их числе – Михаил Огинский. Именно в тот момент он пишет свой знаменитый полонез.
Что касается Есенина, то и в его жизни было свое судьбоносное прощание с Родиной… Со своей второй официальной женой, Айседорой Дункан, он уезжает в страны Европы (Германию, Францию, Италию) и США в поисках славы, где пребывает с 1922 по 1923 год.
Эта поездка не оставляет в поэте таких воспоминаний, которые легли бы в основу стихов. Он пишет лишь очерк «Железный Миргород» о своих впечатлениях об Америке. В поэзии того периода звучит тема Родины и дома:
Да! Теперь решено. Без возврата
Я покинул родные поля.
Уж не будут листвою крылатой
Надо мною звенеть тополя.
1922-1923
Итак, мировая музыка и литература оказываются переплетены многими нитями, их связи разнообразны, и, на мой взгляд, эта удивительная область еще ждет как новых форм воплощений на сцене, так и новых научных открытий…
Автор текста: Ася Кревец