Удельная и много раз передельная Русь
Что ж, рано или поздно это должно было случиться – Русь распалась. Она и раньше-то все время трещала по швам от княжеских междоусобиц, но во второй половине XII века распалась уже окончательно.
Причин, конечно, много, но главную, пожалуй, лучше всех обозначил безымянный, но, безусловно, гениальный автор «Слова о полку Игореве»:
Брат сказал брату: то мое, а это мое же!
И стали князья говорить про малое, как про великое,
И сами на себя крамолу ковать,
А неверные со всех стран приходили
С победами на Русскую землю!..
Разве скажешь лучше? Тут, прям, чуть не Фрейд – вся подсознательная психология раздора как на ладони. Сначала повышенные притязания: «это мое и это мое…», следом ложная иерархия ценностей, когда имущественные и властные амбиции возводятся в ранг главных жизненных необходимостей («малое, как великое»), ну а следом – пошла и «крамола», заканчивающаяся кровавым междоусобием, следствием которой становится ослабление Руси и нашествие иноплеменников.
Под эту копирку можно подвести почти все случаи внутренних усобиц и внешних нападений на Россию – алгоритм, к сожалению, один и тот же. То же самое, читатель, будет, если вы сделаете «коланимационный перенос» на свою жизнь, на все конфликты, с которыми вам пришлось сталкиваться в тех или иных коллективах.
Попробуйте – не пожалеете, потому что увидите, как в каждом таком конфликте, вы ли, или кто-то другой, ставил какой-то свой личный интерес выше общего («малое как великое»). Отсюда все и начиналось, так как «никто не хотел уступать». Обиды и недовольство одних, тайные интриги других, открытые конфликты третьих – но результат как под копирку. Всеобщий раздрай и распад. Согласны?
Вот и с нашим древним отечеством случилось то же самое. Что же в результате имеем – до 50-ти практически самостоятельных княжеств на территории Руси к началу XIII века, из которых самые сильные: Галицко-Волынское на юге, Новгородское на севере и Владимиро-Суздальское на востоке. А Киев постепенно хиреет.
У нас как-то странно: у древних римлян, что у современных итальянцев – Рим так и остался главным городом. У нас же столицы постоянно «кочуют». Из Новгорода в Киев, из Киева во Владимир, из Владимира – в Москву, из Москвы – в Петербург… Потом обратно.
Но есть одна закономерность. Князь Андрей Боголюбский, поссорившись с отцом Юрием Долгоруким, уезжает княжить во Владимир и забирает с собой икону, которая станет главной святыней Руси, и по месту своего постоянного пребывания получит название Владимирской иконы Божьей Матери. Потом с очередной сменой столиц эта икона перейдет в Москву. И уже на Руси будет отмечаться единственный в своем роде праздник – Покров Божьей Матери.
Так Русь выделяется как страна под особым покровительством Божьей Матери. И русский народ отличается особо трепетным почитанием «честнейшую херувим» и «славнейшую без сравнения серафим». Важно это для понимания устроения русской души, по мнению многих богословов и философов, «женственной» и в этой женственности жертвенной по своей глубинной сути.
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь