Все стали слишком эмоциональными. Как будет выживать поколение Z?

1,2K прочитали
Источник pixaboy
Источник pixaboy

В двух недавних статьях (тут и тут) я предложила вам порассуждать про 20-летних (поколение Z, зумеров). Что с ними не так или, наоборот, так? И приводила не только свои наблюдения, но и экспертное мнение о том, что отмечается их некая ранимость и как будто бы непонимание того, что они могут на что-то влиять, что-то изменить. У меня была гипотеза, что эти черты как-то связаны между собой.

Уже после публикации тех двух статей я наткнулась на исследования, которые эти тезисы подтверждают. Я публиковала их у себя в ТГ-канале. Приведу и тут.

Fortune пишет, что среди молодёжи наблюдается тренд быть NEET (not in employment, education, or training), означающий отказ от работы, учёбы и какой-либо специальной подготовки. В оригинальном исследовании указано, что пятая часть 20-летних по всему миру выбирает быть NEET, не хотят получать какую-либо квалификацию и вступать в мир труда (помня любимое в Дзене «Не согласна, потому что вот мой сын в 20 лет пашет», ещё раз подчеркну, что тренд – это не значит, что все 20-летние выбрали быть NEET, пока только пятая часть, поэтому это и называется трендом, и эти изменения заметны в сравнении с предыдущими поколениями миллениалов и иксов, по которым есть данные). Причины пока не изучены.

Источник pixaboy
Источник pixaboy

Также в оригинальной статье приводятся исследования, что поколение Z меньше зарабатывают, чем миллениалы в их же возрасте, имеют больше долгов, даже если и работают, что их порой не особо привлекает карьера. Из баланса личной жизни и работы их весы на стороне личной жизни. Также они чаще берут больничные, много внимания уделяют ментальному здоровью. У них в 2 раза больше CMD (common mental health disorder - депрессии, тревожность), чем у миллениалов. Треть 20-летних имеет тот или иной диагноз из категории CMD.

Я не просто так интересуюсь этой темой, у самой дома живёт Зумер (представители поколения Z родились между 1997 и 2012 годами), по нему и его друзьям из разных стран, одноклассникам в трёх школах я вижу эти тренды. Действительно более ранимы, более сосредоточены на своём ментальном здоровье, своём состоянии, в целом – на себе. Иногда встречаю высказывания, что это всё западная культура влияет. Но мой сын дружит не только с ребятами из Англии и США, а ещё и с подростками из Китая, Пакистана, Алжира, Ливана и так далее. Этот тренд довольно глобален. Представьте, его китайские и пакистанские друзья тоже жалуются, что их родителям кажется, что они все какие-то снежинки.

Кажется, я начала нащупывать причины. Когда посылаешь запрос на информацию в космос, ответы приходят. Вот прямо как по заказу на прошлой неделе в запрещённой сети я наткнулась на активное обсуждение другого исследования, которое, кажется, проливает свет на мои вопросы про Зумеров. Вывод такой. Это не они такие. Это жизнь такая. Ниже поясню.

Итак, то самое исследование, которое активно обсуждается, было опубликовано ещё в 2021 году. Если вам интересна методика и подробно результаты, оригинал по этой ссылке. Такие же, как я, пытливые и одновременно недовольные тем, как всё в мире стало развиваться, люди (точнее, учёные) из США и Голландии провели психолого-лингвистическую экспертизу эпохи. Но они оказались умнее меня, не стали привязываться к бедным зумерам, они проанализировали вообще весь пласт языка и того, как он менялся с 1850 года. За основу они взяли сначала английский и испанский, потом переложили своё исследование и на другие языки, включая русский. Все закономерности в других языках подтвердились.

Источник pixaboy
Источник pixaboy

Итак, учёные искали, в какой момент что-то пошло не так. И нашли. Делали они это путём анализа частоты использования слов, ассоциирующихся с эмоциональным и рациональным восприятием мира, а также индивидуалистским или коллективистским восприятием социума. Слова литературных английского и испанского языков (а позже других языков) брали из книг и базы данных Google nGram.

Что же они обнаружили? Со времён промышленной революции, с 1850 года сначала график показал устойчивое замещение эмоционального и индивидуалистского рациональным и коллективистским. В 1970-1980 годах тренд резко переломился, и субъективно-эмоциональная оценка реальности начала значительно нарастать. Ну то есть если до 1980-х в речи чаще встречались слова «определить как», «заключить, что», то позже на сцену вылезли слова «чувствовать», «иметь мнение», «верить». И это парадоксально, конечно. Открытий и исследований всё больше, мы за 30 лет так много узнали про мозг, про вселенную, казалось бы, мир научного должен был выйти в приоритет, но нет, обыватель, наоборот, от науки всё больше отворачивается.

В 2007-м этот тренд необычайно ускорился, рационализм просто обрушился. Именно 2007 год, как показали графики - момент, когда «всё пошло не так». А что происходило с 2007 года? Примерно в это время пошла активная гаджетизация населения планеты и скачок развития социальных сетей. Не факт, что сами социальные сети стали причиной того, что эмоцио сменило рацио, но они тренд усилили. Люди стали много и активно писать. Текст перестал быть привилегией только избранных (писателей и публицистов), о своей жизни, своих мыслях и переживаниях теперь стало легко рассказывать всем подряд и любому, поэтому тренд на эмоции стал сильно виден и заметен.

Вслед за ростом эмоциональности в языке двигался рост индивидуализма: с 1980-х годов в текстах начала расти доля местоимений единственного числа (я, мой, мне, моё), а множественного (мы, наши, нам) - падать, в том числе, в коллективистских культурах. Никогда не думала, что буду ссылаться на этого человека, но об этом мировом тренде на индивидуализм ломаным английским говорит и Дугин в интервью Такеру.

Сами авторы исследования не указывают точных причин, почему так произошло. Критики исследования в качестве причин называют кризис левых идей и влияние тех самых вездесущих социальных сетей. При этом саму эту нашу новую эмоциональную эпоху они называют эпохой пост-правды — это условия, при которых апелляция к фактам имеет меньшее значение при формировании общественного мнения, чем обращение к личным убеждениям и эмоциям людей. Я это вижу ооооочень отчётливо всегда в комментариях. Пишешь полезную статью с алгоритами и отсылками к науке, читает пара сотен, пишешь историю со слезами и бурными переживаниями – её читают тысячи. Даёшь исследование, ссылки на учёных, в комментариях всё равно неминуемо: «Не знаю, что там исследования, а у меня вот так…» или «Дураки эти ваши учёные, на самом деле всё вот так…» и дальше всегда апелляция к своему личному опыту, преподнесённому довольно эмоционально.

Источник pixaboy
Источник pixaboy

Так вот, теперь, прочитав эту психолого-лингвистическую экспертизу, я думаю, что 20-летние такие ранимые и эмоциональные не просто сами по себе. Не с неба они такие свалились. Это мир вокруг стал более эмоциональным, ориентированным на чувства, на саморефлексию, на моё / мне / меня, какими же ещё Зумерам быть?

А вот дальше возникают интересные вопросы. Судя по тому, как на планете всё развивается, мы готовимся к жести, вегетарианские времена позади. Скорее всего, нас жизнь просто пинком вернёт в рациональность. Как будут выживать Зумеры (это мой сын) и Альфы (это моя дочь)? С нами мне всё понятно, мы стерпим. А они?

Пользуясь случаем, делюсь с любимыми читателями записью недавнего вебинара "Как дать качественную обратную связь в заряженной ситуации" и приглашаю присоединиться к курсу "Волшебные слова или как дать обратную связь, которая развивает, вдохновляет, мотивирует".