Найти тему
Морена Морана

Устал, мне отдохнуть надо, оставь меня в покое

Здравствуйте, Морена! Я про диванных лежальцев-компьютерных игральцев хочу поговорить, но посмотреть с другого ракурса. Депрессия.

Казалось бы: ест, пьет, на работу ходит, даже улыбается иногда. "Устал, мне отдохнуть надо, оставь меня в покое" - это все лень и чудачество на букву М, а никакая не депрессия!

Только она многолика. Помимо крайне тяжелой, когда человек уже не способен заставить себя сделать хоть что-то, есть депрессии лёгкой и средней степени тяжести. Да и в тяжёлых можно оставаться относительно функциональным.

Основные признаки депрессии - 1) выраженная утомляемость ("Я на работе устал"), 2) длительное подавленное настроение (подавленное - не значит вообще без просветов, человек вполне себе может время от времени улыбаться) и 3) ангедония (потеря удовольствия, интереса к ранее нравившимся занятиям - "Да ему вообще ничего не надо").

Два из трёх - можно вести к психиатру, проверить, а не по МКБ-10 ли тут диагноз, требующий лечения, вместо народного "чудак", который не лечится.
Думаете, мужчины депрессиями не страдают? Ещё как! Диагностировать не удается.
Мой первый муж в какой-то момент почти перестал общаться и со мной, и с ребенком. Спал, немного работал и играл в танки. Я возмущалась. Не понимала, что ему нужна помощь. Ушла.

А потом на своей шкуре узнала, что такое депрессия. Просыпаешься уже уставшая, вытащить себя на работу - великий подвиг, сходить в душ - да за что мне это, а тут ещё посуда немытая стоит. И мытьё посуды требует такого же усилия, какого раньше требовало освоение курса риторики в ночь перед экзаменом. За эти ежедневные подвиги - никакой награды, никакой радости. То есть радость есть, но секундная, блеклая, сглаженная - будто и не радость вовсе.

А теперь представим, что в этом состоянии подвигов без наград просят/требуют ЕЩЁ ЧЕГО-ТО. Реакция одна - раздражение, хоть трижды будь справедливы эти просьбы/требования.

Способность радоваться появилась где-то через неделю после начала приема прописанных психиатром антидепрессантов. А с ней - проблески сил. И слезы в кабинете психотерапевта.

С тех пор я постоянный поставщик посетителей психоневрологического диспансера. Объясняю, что не позор, на учёт не поставят, детей не отнимут, психом не объявят, да и вообще узнают только те, кому расскажешь. Нет, антидепрессанты не вылечат, но дадут силы вылечиться. Как при простуде - жаропонижающие её не лечат, но без температуры ты можешь встать с постели, прополоскать горло, сделать теплого питья.

Одним из тех, кого я отправила к психиатру, стал бывший муж. И что вы думаете? Через месяц и работа нашлась, без которой он год сидел после ковида, и в Воронеж съездил, с восторгом рассказывая, что был на улице Лизюкова - той самой, из детского мультика. Другой человек.

Но... Мы уже давно перестали быть семьёй, у каждого своя жизнь в разных городах с редкими встречами ради сына. Если бы тогда, раньше, хоть кто-то из нас был более психологически грамотен, все могло сложиться иначе...