Найти тему
Владимир Шилов

Кто так снимет?

Случиться может везде. Готовы представить лишь американцы
Случиться может везде. Готовы представить лишь американцы

Посмотрел, случайно, американский фильм "Падение империи" ("Civil war" в девичестве). Сразу скажу, что переводчикам названия для проката, рецензию бы пинком под зад выразил. И не только потому что вычурное название, может и ласкает русский слух, но вообще не отражает сути фильма. Просто не люблю тех, кто самовыражается за счёт чужого творчества. Гражданская война, конечно, тоже, как название, не раскрывает суть сюжета, но, хотя бы нейтрально. Радует, что не совсем двоечники переводили, могли бы и войной цивилизаций обозвать. Вспомнил, как то, в детстве, пацан во дворе, название альбома "Nightingales & Bombers", перевëл как "девятнадцатилетние девушки (nineteen girls) и бомбардировшики". Ну, это лирика, хоть и ржали всем двором. 

Так вот, фильм вообще не столько о гражданской войне в США, сколько о военкорах. И получается довольно интересная картинка - их образ военкора не совпадает с нашим. Совсем. Про то, что никаких "срочносборов" нет, я молчу. Как-то иначе на аппаратуру и командировку себе зарабатывают. Это, кстати, нифига не упрëк, знаю, что конкретные медийные лица помогают деньгами вполне даже не хило, в том числе и через сборы. Специфика такая, видимо. Их военкоры, судя по тому, что про них снято и написано за последний век, занимаются только своей профессией. Второе разительное отличие - они абсолютно над схваткой. Аккредитация в зубах - гоняй по линии фронта и тылам туда-сюда. Безопасность, при этом - твоя забота. Никто не гарантировал. Опять же, полагаю, это может казаться лишь американских репортëров, фотографов, операторов. Трудно представить, например, Александра Проханова, в Боснии, пересекающим границы зон ответственности, да ещё и посреди боя. Не верю, что хорваты и бошняки были бы рады русским военкорам. Нет, я не хомячок какой, давно живу, понимаю, что журналист везде ангажирован. И любого свербеспристрастного репортëра издание-заказчик так отредактирует, если что - неделю не присесть будет. Речь именно о подаче в их кино и литературе. Настоящий журналист холоден. Эмоции добавятся позже. И это кино, а значит, верить до конца не стоит. 

Вот теперь про кино, что собственно и сподвигло. Главную тему я рассказал, получилось у них, на мой взгляд, убедительно. Всегда считал, что подобные профессии сродни зависимости. И тут, наши ничуть не уступят ребятам за лужей. Но прекрасен фон, на котором разворачивается сюжет. Почему американцы, у которых гражданская война закончилась почти 160 лет назад, успешно снимают фильм за фильмом на тему "как это было бы сегодня"? Снимают красиво, убедительно, препарируя человеческие отношения в полностью смоделированной ситуации. Ничего подобного у них не ожидается в ближайшее время, но события и последствия давно проанализированы и показаны с различной степенью вероятности. 

У нас же, в стране, где гражданская война никак не может закончиться уже сотню лет и где все эти события происходят с ужасающим постоянством, а количество людей, непосредственно в ней воевавших, велико и не думает уменьшаться, ничего подобного снять невозможно. Я уж молчу про антиутопии, типа той, которую сейчас обсуждаю. У нас нет блокбастеров даже про СВО (пригожинские фильмы не в счёт, их сложно найти, а о прокате даже не заикнëшься, хотя качество норм), что говорить про август 91-го или октябрь 93-го? Мало и невнятно снято про обе чеченские. Вообще нет фильмов про Приднестровье, Карабах (русские там с обеих сторон были), про то, как русские воевали в бывшей Югославии. Про Сирию и то - раз два и обчëлся. Общество, не знающее о назревании проблемы, не может быть готовым еë решать. Как в том же фильме, героиня: "Я фотографировала войну по всему свету, в надежде, что люди одумаются". Не одумаются. Пусть хотя бы будут готовы, к тому, что неизбежно при таком раскладе. В фильме есть территория, где, как бы, нет войны вокруг, живут, как жили. Вот и у нас, стоит выехать в области, до которых не достают нацистские ракеты - тишь да гладь, да фестивали. А должны быть готовы все. Просто, чтобы, в случае чего, выжить. 

Я тут подумал, что наши режиссёры, в принципе не способны на глобальное осознание причин и следствий войны, без которого ничего не снимешь. Вот и выходит у них унылое г, даже там, где казалось бы показан назревший конфликт, социальный нарыв. Возьмите, талантливого, в общем-то Юрия Быкова. Ведь и "Дурак" и, тем более, "Майор", вообще вполне реальны по ситуации. Но, смотреть же тошно. Не видят они сами смыслов, значит и нам показать не могут. Новое поколение, поколение СВО, может сдвинет всë с мëртвой точки?