Сейчас широко обсуждается, особенно в профессиональных сообществах, вопрос отмены ЕГЭ. На этот раз уже идут не праздные разговоры, а обсуждение альтернативы, так как наконец-то Госдума займётся рассмотрением данного вопроса.
"Наконец-то Госдума" - это не потому что там профессионалы, которые всё сделают правильно. А потому что это - законодательный орган, от решения которого зависят подвижки в системе образования.
Педагоги очень сильно беспокоятся, как бы чиновники и депутаты не усугубили ситуацию. Профессионалы хотят, чтобы итоговая аттестация действительно отображала знания, умения и навыки студентов, а образовательная система, в свою очередь, позволяла обучать школьников. Предлагаются разные проекты. Посмотрим, соизволят ли госдеятели прислушаться к рекомендациям специалистов.
Плюсы ЕГЭ в глазах школьников и их родителей - это, в первую очередь, не предвзятая оценка знаний, а также возможность разослать документы в несколько вузов, что повышает шансы на поступление. О том, что "не предвзятая оценка" даётся не знаниям, а шаблонной работе, написано и сказано многими специалистами. Заточка на ЕГЭ - это не про знания.
Минусы традиционных экзаменов в глазах школьников и их родителей - страх низкой субъективной оценки учителя, возврат к коррупции при поступлении в вуз, невозможность подачи документов и прохождения вступительных экзаменов в несколько вузов одновременно, тем более в разных городах, так как требуется физическое присутствие абитуриента.
Вот чтобы не было всех этих страхов и проблем, должна вестись профориентация школьников с самого детства. Универсальное образование должно даваться всем, потому что нет ненужных школьных предметов (только, к сожалению, не каждый педагог может это объяснить), но понимание, в какой сфере будет занят ребёнок, когда вырастит, должно формироваться с первого класса. Определяться в старших классах - уже поздно.
Планирование занятости населения необходимо вести на десятилетия вперёд, опираясь на потребности народного хозяйства. А потому важна профориентация. Никакой кастовости, кстати, не будет, если образование будет даваться универсальное. Это позволит переходить и в другие сферы деятельности при желании и необходимости. Курсы переподготовки и получение второго (и даже третьего образования) никто не отменяет.
В то же время сейчас при мнимой "свободе выбора" выпускники чаще учатся на специальности, по которым потом не работают. Просто получают диплом о среднем или высшем образовании, потому что без них практически никуда не берут работать вообще. Какой тогда смысл "биться" за поступление и не предвзятую оценку?
Про минусы ЕГЭ читайте здесь.