В 90-е годы существовала большая проблема коррупции в вузах при поступлении. Если в какие-нибудь физико-математические вузы ещё можно было поступить при наличии твердых знаний, так как они там играли решающую роль, то все другие высшие учебные заведения (особенно почему-то медицинские) были доступны только через «звонки от кого надо» с заносом конвертов кому надо.
Для родителей была головная боль – пристроить ребенка в вуз. Во-первых, надо было насобирать денег. Во-вторых, надо было найти кому через кого дать денег. В-третьих, за время обучения тоже приходилось немало платить, чтобы не заваливали на сессиях и не отчисляли.
При этом без высшего образования стало нельзя работать. Работодатели как сговорились – всем требовался диплом вуза при принятии на работу.
В 00-х годах проблему попытались решить, переняв западную систему сдачи экзаменов – тесты ЕГЭ. В данной статье я не буду касаться сути системы образования, самих единых госэкзаменов. Потому что речь о другом. С 2009 года переход на ЕГЭ стал окончательным.
Плюсы ЕГЭ
- Выпускник может поступить в любой вуз страны по баллам, заработанным при сдаче ЕГЭ, даже на бюджет;
- Можно подать документы сразу в 5 вузов (уж хоть в какой-то точно получится попасть);
- Система зачисления в вуз прозрачная;
- Родителям не приходится договариваться и платить взятки за зачисление ребенка в вуз.
Минусы ЕГЭ
- Чтобы сдать ЕГЭ на высокий балл, надо заниматься с репетиторами, а это дорого;
- Вузы ввели дополнительные испытания, которые опять начинают порождать коррупцию;
- Поступление в столичные вузы увеличивает финансовое бремя родителей, так как жизнь в столичных городах дороже;
- После жизни в столичных городах, выпускники вузов предпочитают оставаться там, даже соглашаясь на низкоквалифицированную работу не по специальности.
Таким образом, становится очевидно, что ни о каком социальном равенстве речь не идет. Богатые родители способны обеспечить лучшую подготовку к сдаче ЕГЭ своим детям. С введением дополнительных испытаний – опять включаются прежние механизмы договоренностей.
У небогатых семей даже при поступлении ребенка в лучший вуз страны нет возможности обеспечивать жизнь ребенка в столице. Конечно, если студент гениален, то он может выиграть грант на обучение. Ну а если студент добросовестный, работоспособный, но не брызжет талантом и не сможет получить грант? Он будет вынужден вместо учебы подрабатывать, отчего будет снижаться качество обучения. В итоге, возможно, его даже отчислят с бюджетного факультета за снижение успеваемости. О каком равенстве в этом случае речь?
Простой пример, почему ЕГЭ плохо сказывается на мышлении, в видеоролике. Прекрасно описал все проблемы ЕГЭ Сергей Миронов.