Найти в Дзене

ЕГЭ не спасает от коррупции и не устраняет социальное неравенство

В 90-е годы существовала большая проблема коррупции в вузах при поступлении. Если в какие-нибудь физико-математические вузы ещё можно было поступить при наличии твердых знаний, так как они там играли решающую роль, то все другие высшие учебные заведения (особенно почему-то медицинские) были доступны только через «звонки от кого надо» с заносом конвертов кому надо.

Для родителей была головная боль – пристроить ребенка в вуз. Во-первых, надо было насобирать денег. Во-вторых, надо было найти кому через кого дать денег. В-третьих, за время обучения тоже приходилось немало платить, чтобы не заваливали на сессиях и не отчисляли.

При этом без высшего образования стало нельзя работать. Работодатели как сговорились – всем требовался диплом вуза при принятии на работу.

В 00-х годах проблему попытались решить, переняв западную систему сдачи экзаменов – тесты ЕГЭ. В данной статье я не буду касаться сути системы образования, самих единых госэкзаменов. Потому что речь о другом. С 2009 года переход на ЕГЭ стал окончательным.

Плюсы ЕГЭ

  • Выпускник может поступить в любой вуз страны по баллам, заработанным при сдаче ЕГЭ, даже на бюджет;
  • Можно подать документы сразу в 5 вузов (уж хоть в какой-то точно получится попасть);
  • Система зачисления в вуз прозрачная;
  • Родителям не приходится договариваться и платить взятки за зачисление ребенка в вуз.

Минусы ЕГЭ

  • Чтобы сдать ЕГЭ на высокий балл, надо заниматься с репетиторами, а это дорого;
  • Вузы ввели дополнительные испытания, которые опять начинают порождать коррупцию;
  • Поступление в столичные вузы увеличивает финансовое бремя родителей, так как жизнь в столичных городах дороже;
  • После жизни в столичных городах, выпускники вузов предпочитают оставаться там, даже соглашаясь на низкоквалифицированную работу не по специальности.

Таким образом, становится очевидно, что ни о каком социальном равенстве речь не идет. Богатые родители способны обеспечить лучшую подготовку к сдаче ЕГЭ своим детям. С введением дополнительных испытаний – опять включаются прежние механизмы договоренностей.

У небогатых семей даже при поступлении ребенка в лучший вуз страны нет возможности обеспечивать жизнь ребенка в столице. Конечно, если студент гениален, то он может выиграть грант на обучение. Ну а если студент добросовестный, работоспособный, но не брызжет талантом и не сможет получить грант? Он будет вынужден вместо учебы подрабатывать, отчего будет снижаться качество обучения. В итоге, возможно, его даже отчислят с бюджетного факультета за снижение успеваемости. О каком равенстве в этом случае речь?

МГУ им. Ломоносова вроде бы открыло свои двери выпускникам со всей России благодаря ЕГЭ. Но попасть в него по-прежнему очень сложно. Как правило, везёт почему-то детям из хорошо обеспеченных семей. Хотя высокие баллы по ЕГЭ вообще не гарантируют, что из стен вуза выпустится отличный специалист.
МГУ им. Ломоносова вроде бы открыло свои двери выпускникам со всей России благодаря ЕГЭ. Но попасть в него по-прежнему очень сложно. Как правило, везёт почему-то детям из хорошо обеспеченных семей. Хотя высокие баллы по ЕГЭ вообще не гарантируют, что из стен вуза выпустится отличный специалист.

Простой пример, почему ЕГЭ плохо сказывается на мышлении, в видеоролике. Прекрасно описал все проблемы ЕГЭ Сергей Миронов.