Найти тему
Т-34

Листая старые страницы: «Магнитка победила Рур»

Всем привет, друзья!

ПЕРЕДО мной несколько статей, документов, писем 30—40-х годов. Всего несколько — из сотен тысяч. Но в них — время.

Мы часто говорим: Магнитку строила вся страна. А что это значит? Подсчитано: 160 предприятий слали ей оборудование. Но верно и другое: не было в стране ни одного человека, который бы не чувствовал себя причастным к стройке-гиганту. Вот письмо тех лет:

«Товарищи магнитостроевцы! Я работаю телеграфистом на нашей станции Амосов. Я много читал о вашем героизме... Хотелось мне попасть и вам, но я больной и прикованный к станции. Смотрю я на поезда, хожу по станции и вижу: о тупике на вагонах мелком написано: «Груз Магнитострою». И стоят эти вагоны... То идёт, другое идёт, а они стоят. Взял я и тайно (не знаю, можно ли так) написал плакаты да и приклеил на вагоны. А написал там: «Товарищи! Здесь срочный груз гиганту металлургии Магнитострою. Не будь преступником перед страной, жаждущей железа. Проталкивай груз в первую очередь!» И что же? Ушли все нагоны. Не показываю виду, спрашиваю у начальника про них. А он говорит: «На них надпись какая-то неудобная. Неловко их на станции держать». Мне стало радостно от своей помощи Алексей Барышев, комсомолец».

Магнитострой навсегда останется самым удивительным чудом XX века. Меньше трёх лет отделяли первую палатку от первой плавки. И русский, и узбек, и башкир, и азербайджанец, и белорус считали стройку своим самым кровным делом, зная: потом плоды Магнитки вернутся каждому сторицей, повсюду вызовут к жизни такие же гиганты, как этот, первый. Так и было. Каждый второй трактор, танк, снаряд, блюминг, стальной лист долгие годы делались из металла, сваренного в печах Магнитки.

Потом было много Магниток. Узбекская —
Бекабад, грузинская — Рустави, казахстанская — Темиртау, кемеровская — Запсиб, Череповецкая, Липецкая... А мы отдаём главную дань ей, первой. Её металл — и в заводах, и в машинах, и в прочной броневой технике, громившей гитлеровцев. Вот что писала в 1943 году гитлеровская газета «Шварце кор»:

«Нам кажется чудом, что из необъятных советских степей встают всё новые массы людей и техники, нам будто какой-то великий волшебник лепит из уральской глины в любом количестве большевистских людей и технику».

Ещё образнее подвёл итоги битвы немецкого и советского металла в годы войны американский журналист Вернер: «Магнитка победила Рур».

Она и поныне стоит, ещё более могучая, выросшая за эти годы, наша гордость и наша слава. В прошлом году подведён итог: со дня первой плавки Магнитка дала 150 миллионов тонн стали!

А вот совсем другой документ. В 1931 голу казахские шахтёры писали угольщикам Донбасса:

«Мы обращаемся к вам, пролетарии Донбасса. Помогите нам освоить ваш горняцкий опыт борьбы за уголь. Пришлите своих ударников для обучения бывших кочевников казахов современной механизированной добыче угля. Помогите довести до конца важнейшую работу, начатую нашей партией по осуществлению пятилетки, по индустриализации советских окраин, по укреплению мощи братских национальных республик, по созданию кадров пролетариата у нации, ранее забитой, задавленной колониальной политикой царизма».

Донбасс в ответ на письмо послал в Караганду 500 шахтёров, инженеров и техников. И уже и 1932 г. Караганда дала 722 тысячи тонн угля — в 8 раз больше, чем в 1913 г. Сейчас эта цифра кажется мизерной: ведь в этом году Караганда только сверх плана даст 455 тысяч тонн угля. Но тогда... Гигантский рост добычи свидетельствовал о том, что по местах всюду с помощью других братских пародов нарождался свой рабочий класс, росли свои инженеры, техники, учёные, и это было не только техническим, но и глубоким социальным переворотом в жизни бывших окраин.

УЖЕ в 30-х годах народные певцы Таджикистана сложили вот эту песню:

И Самарканд и Кандагар я видел.
Пустыню видел и базар я видел,
И снег высокого Памира видел,
Копал канавы и лепил кувшины,
На спину гор я втаскивал хурджины.
Но никогда такого чуда я не видел,
Как Дюшанбинская железная дорога.


Это воспета одна из первых дорог в Средней Азии — из Душанбе в Термез. А уже вскоре целая сеть дорог покрывала места, где когда-то были лишь верблюжьи тропы. Так было всюду в бывших глухих районах: строили заводы, плотины, каналы. Турксиб, возникали автострады, современные города, институты. И вот уже председатель американо-русского института в США X. Робертс сравнивает Алма-Ату с Сам-Франциско, а французский публицист Марсель Эгрето пишет, что советский Восток — это детище Октября и это «сигнал для всего Востока».

В самом деле. На Всемирной выставке в Париже до революции Нобель демонстрировал в качестве «достижений» Баку керосин, мазут, веретённое масло и еще... желонку и скребок «для чистки песку». В 1966 г. на Международной ярмарке в Дамаске Азербайджан представил продукцию 300 наименований и среди них уникальные передвижные установки для бурения, автоматы для их подземного ремонта, синтетический каучук, электродвигатели. Профессии тартальщика, землекопа сменились в республике профессиями химика, металлурга, горняка, оператора, энергетика. 280 различных товаров в 50 стран мира отправляет Азербайджан, ввозивший когда-то даже ламповое стекло! В 59 стран отправляют продукцию предприятия Армении, в 40 — предприятия Туркмении. В старой энциклопедии об ауле Пишпек (г. Фрунзе) было сказано: «19 рабочих. Православная церковь. Врач». Теперь Киргизия одной электроэнергии даёт больше, чем вся дореволюционная Россия, и экспортирует в десятки стран станки и автоматические линии, электрические приборы и медицинскую аппаратуру. А вот последняя стройка республики: электроламповый, крупнейший в стране завод, который даст в год 300 миллионов ламп! Край темноты стал источником света.

Можно много привести разных документов и прокомментировать их. Но ясно одно. Когда мы говорим, промышленность Киргизии или Якутии, Молдавии или Грузии возросла в советские годы в 20, 80, 100 или 400 раз, то это не просто двух- и трёхзначные цифры. Это ярчайшее свидетельство того, как с помощью всех братских народов каждый народ Страны Советов вышел из вековой тьмы на передовые рубежи современной техники, образования и культуры.

Подтверждение тому — каждый день нашей жизни.

А. УРАЛЬСКИЙ (1967)

★ ★ ★

ПАМЯТЬ ЖИВА, ПОКА ПОМНЯТ ЖИВЫЕ...

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!