Найти тему

Хотел дать порулить младшему брату... катастрофа Ан-12 под Марнеули

Ан-12 - воздушный трудяга гражданской авиации и основной военный транспортник ВВС СССР до середины 70х. НАТОвцы дали ему кличку «Cub» (детёныш животного). Что они хотели этим сказать - неясно. У нас же его прозвали «Керогаз» за характерный черный след от струй выхлопа двигателей АИ-20.

Ан-12
Ан-12

На стоянках истребительных соединений нередко наблюдались 3-4 таких машины. Попасть служить в такую эскадрилью считалось везением. Как звучит военная мудрость: «лучше лейтенантом в кабинете, чем майором на ракете». В отличие от боевых частей ВВС, с относительно малым налетом можно степенно двигаться по небольшой карьерной лестнице к пенсии, в пределах округа. На аэродроме Сандар (Грузинская ССР) базировалась вот такая «смешанная» 359 отдельная транспортная авиационная эскадрилья. В её состав входили не только транспортники Ан-12 и Ан-24, но и вертолеты Ми-8.

Поздно вечером 10 октября 1988 вылетев из аэродрома Крымск в сторону родного «порта приписки» Сандар, Ан-12 с бортовым 10 красный, уходил в свой последний полет. На борту находился штатный экипаж из 7 человек и… По официальной версии - «1 пассажир». Но, на самом деле, мне трудно использовать здесь этот термин, потому-что это был курсант 2 курса БВВАУЛ, младший брат помощника командира корабля.

Старший год назад выпустился из стен этого же училища и был направлен в Марнеули. Оба парня были потомственными авиаторами. Старший всегда был примером для подражания и авторитетом и младший решил в этот раз часть своего отпуска провести у него в гостях. На удачу (неудачу, как оказалось) старший уговорил командира взять с собой в полет по маршруту Сандар-Батайск-Крымск-Сандар братишку-курсанта. Покататься в кабине такой тяжелой машины интересно. Брат не «на пальцах» может показать управление многотонной махиной, а если еще и «порулить» дадут... Чем не воплощение маленькой мечты будущего пилота, уже постигшего азы аэродинамики и самолетовождения.

Через 1 час 20 минут полета, следуя по воздушной трассе, экипаж запросил разрешение у Тбилисского РЦ для выхода на ДПРС (дальняя приводная радиостанция) аэродрома Сандар. Здесь сразу следует сделать отступление. Аэродром Сандар находится в горной местности и имел (в то время) ДПРС и БПРС (ближняя приводная радиостанция), которые обеспечивали заход по приборам только с одним курсом. Командир корабля, получив прогноз в районе аэродрома Сандар, осознавал, что по условиям погоды, в сложных метеоусловиях, при этой силе и направлении ветра параметры для посадки с этим курсом выходят за ограничения по самолету. Возможен только визуальный заход с другой стороны, а это уже выходит за рамки допуска командира по минимуму. Об этом знал и дежурный по приёму и выпуску самолётов аэродрома Сандар.

Въёзд на аэродром Сандар
Въёзд на аэродром Сандар

Домой, домой!

Получив разрешение, экипаж выполнил снижение до 1200 метров с разворотом в сторону аэродрома. Снижение выполнялось с колебаниями значений вертикальной и приборной скоростей. В 00:03 радиолокационная отметка самолёта наблюдалась на удалении 60 км от Сандара. В дальнейшем, из-за ландшафта, ее не наблюдали.

В 00:10 экипаж на стартовом канале доложил дежурному, что находится в районе ДПРС на высоте 1200 метров. А фактически они значительно уклонились от курса, т.е. находились совсем не там, где рассчитывали. Заблудились. Эра спутниковой навигации еще не наступила и расчет маневра был доверен штурманской линейке.

Место штурмана
Место штурмана

В это время происходит пересменка дежурного по приёму и выпуску самолётов аэродрома Сандар. Начальника штаба меняет молодой лейтенант – вертолетчик этой же эскадрильи. Старый дежурный, имея информацию о «нестандартном» подходе Ан-12, передает его по смене с предупреждением «не болтать лишнего».

Экипаж запрашивает снижение. Новый дежурный, не наблюдая самолёт на индикаторе кругового обзора, дает разрешение на выполнение захода. Предупреждения радиовысотомера добавляют нервозности в кабине. Его выключают и увеличивают вертикальную скорость...

Самолёт на высоте 540 метров на удалении 41 км от аэродрома столкнулся со склоном горы высотой 1150 метров и полностью разрушился. Все находившиеся на борту погибли. На месте крушения установлен мемориальный обелиск.

Мандариновый рейс Ан-12

Переключил не тот тумблер или происшествие под Киевом
Расследования авиакатастроф11 сентября 2023

Безопасных вам полетов

Автор : "МАЛ"