Найти тему

Век джаза накануне великой депрессии.

К сожалению, в отличии от большей части образованного мира, в моей школьной программе не было отведено место великолепному роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда “Великий Гэтсби”.

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

К счастью, актерская игра Ди Каприо меня совершенно не впечатляет, поэтому экранизация 2013 года, как предыдущие четыре киноадаптации произведения, прошла мимо меня. Более того, я старался максимально абстрагироваться от этой истории до тех пор, пока наконец-то не прочту книгу. И вот, время пришло. Результаты такого подхода оправдали мои ожидания. От прочтения я получил уникальное впечатление, не основанное на чьем либо мнении, а образы в голове не были размыты актерской игрой и режиссерским видением, каким бы точным оно не было. Я очень сильно ценю такое взаимодействие с автором, когда оригинальная история является для тебя первоисточником знакомства с произведением. Поэтому со свежим взглядом, делюсь своим мнением о романе “Великий Гэтсби” сразу, после его прочтения.

Хотелось бросить с первых страниц.

Да, вот так вот бывает. Открыв сейчас заново книгу, мне не составило труда подсчитать, что понравились мне вначале только первые четыре абзаца произведения. Далее и приблизительно до второй трети книги процесс чтения сопровождался мыслями о том, как и почему эту “ерунду” считают великим романом? Меня удерживали невольно возникающие ассоциации с произведениями писателей-битников, я находил в “Великом Гэтсби” стиль, который как мне кажется позже взял, например Керуак. Проверять я эту аналогию не буду, просто для себя увидел некое сходство в манере повествования. Удерживал Фицджеральд остроумными фразами, ранее уже знакомыми, ставшими крылатыми. Но в целом, чтение давалось тяжело. Любовный треугольник ни о чем - думал я. Впрочем вчитался я в автора достаточно быстро, ромам то в целом короткий.

В общем, я не пожалел, что не бросил и вчитался. К третьей или четвертой главе мне уже было сложно оторваться.

“Такой опыт - отличный пример того, что не всегда стоит бросать произведение, если вначале оно тебя не цепляет. “

Потерянное поколение рождает человека без свойств.

Иллюстрация к роману "Великий Гэтсби". 1980. Художник Фред Мейер.
Иллюстрация к роману "Великий Гэтсби". 1980. Художник Фред Мейер.

Думаю, в моем читательском опыте касательно “Великого Гэтсби” важно то, что роман я взял в перерыве между “Человеком без Свойств” Роберта Музиля. О том, какая это сложная и глубокая работа я обязательно расскажу, когда осилю ее, но не упомянуть сейчас об отголосках “Человека без свойств” невозможно.

“Великий Гэтсби” - это учебник истории, это яркая иллюстрация того, как после Первой Мировой изменился мир и как на смену старым традициям и ценностям потерянное поколение заложило начало эпохи людей без свойств.

Нравственность, нравственность и еще раз нравственность.

Без морали. Фицджеральд ее не дает. Зато он четко и ярко передает нам нравы своего времени и показывает читателю период джазового века - таковым он его окрестил. “Американская мечта”, богемные вечеринки в роскошных особняках, люксовые вещи и расцвет криминала. А кто правит балом? Не люди, а деньги. Вот и вся нравственность. Вот вам падение, вот вам эпоха человека без свойств.

“Великий Гэтсби” - это дух времени. Времени быстрого обогащения в условиях резко изменившийся экономики. Биржевые махинации, подпольная торговля, финансовые аферы. Это потеря человека в человеке.

Иллюстрация к роману "Великий Гэтсби". 1980. Художник Фред Мейер.
Иллюстрация к роману "Великий Гэтсби". 1980. Художник Фред Мейер.

Джазовый век в итоге привел к великой депрессии. Россию такой сценарий ждал значительно позже. Наш “джазовый век” принято называть более прозаично - “лихие девяностые”. Экономика крах потерпела, но экономика, и как видно из примера выше - история, циклична. Экономика всегда будет падать и расти. А люди? Будут ли расти люди? Не оправившись от удара Первой мировой, человечество столкнулось с ударом Второй, связь поколений разорвалась еще больше, а новые ценности становятся все безвкуснее и безвкуснее.

Началось все в начале XX века. Это время Фицджеральд изобразил очень красочно поэтому, я и называю его роман учебником истории.

Ближе к тексту.

Возвращаясь к тексту романа, он как и подобает великому произведению, богат на смыслы и отсылки. В “Великом Гэтсби” нет случайных имен, нет случайных названий. Для русскоязычного читателя, многое теряется. Теряется в переводе или ввиду специфики региональных особенностей. Но есть у Фицджеральда и универсальные литературные приемы. Меня очень сильно впечатлила сцена встречи Гэтсби и Дейзи и то, как в этой сцене автор использует погоду. Проходит дождь, а на щеках девушки остаются полоски от слез, выглядывает солнце и Гэтсби “светится” от счастья.

“все его существо излучало какое-то неведомое мне раньше блаженство и умиротворение.”

А как Фрэнсис Скотт характеризует Дейзи коротенькой фразой о звоне денег ее в голосе! Великолепно же!

Такими приемами автор избегает длинного повествования и сложной конструкции. Остро и точно нам рисуют портреты героев, заставляя делать о них однозначные выводы. Кроме самого Гэтсби конечно же. Заглавный персонаж очень глубокий и многогранный, он намеренно непроработанный и по сюжету, его история специально окутана таинственностью. Воспринимать и относится к нему можно по-разному, так и поступает автор от лица рассказчика, разумеется отчасти автобиографического персонажа.

Параллели.

Отдельно хочу упомянуть о параллелях с другими произведениями искусства, которые встречаются в “Великом Гэтсби”.

  • Во первых, самое главное - аллюзия на Сатирикон. В общем то изначально это и было главной задумкой автора. Да и варианты названия у романа были совсем другие. Гэтсби - аллюзия на Трималхиона. Фицджеральд отошел от этой концепции так, как она показалась слишком мудреной. Впрочем роман и без этого читатель понял не сразу.
  • Фицджеральд упоминал о влиянии главной работы Достоевского на свой роман. Но я, увы, “Братьев Карамазовых” еще не осилил, но поверхностно с сюжетом знаком. Я так понимаю, Френсис Скотт вдохновился криминальной линией в работе Федора Михайловича.
  • Очевидная аналогия с Бальзаком и сценой из “Отец Горио”, когда на похороны главного героя никто не пришел.
  • Теодор Драйзер. Первым произведение Драйзера для меня стал роман “Сестра Керри”, читал я его в подростковом возрасте, впечатлен был сильно и хоть сейчас я помню его достаточно смутно, параллели между женскими образами у Фицджеральда с Драйзером очень четкие.
  • Сериал Блудливая Калифорния. Я как-то уже упоминал о своем любимом сериале. Читая “Великий Гэтсби” передо мной была очевидная параллель между главным героем романа и Лу Эшби из второго сезона сериала. Громкие, шумные вечеринки, которые Эшби закатывал чтобы привлечь внимание возлюбленной - понятно теперь откуда ноги растут.
  • Пасхалка в эпиграфе. Последнее время, я сильно увлекся поэзией, поэтому стал искать автора, чьи строчки легли эпиграфом к “Великому Гэтсби”. Оказалось, что Томас Парк д'Инвильер - это и есть Фрэнсис Скотт Фицджеральд, о чем он долгое время никому не рассказывал.

Главные вопросы.

“Великий Гэтсби” не обязательно должен оставлять читателю какие-то вопросы. Я считаю, что если их нет - это нормально. Сам автор говорит в тексте, что рассказанная им история посвящена западу. Но для меня, это все же в первую очередь история о чувствах.

Иллюстрация к роману "Великий Гэтсби". 1980. Художник Фред Мейер.
Иллюстрация к роману "Великий Гэтсби". 1980. Художник Фред Мейер.

В романе много любовных линий. Интрижка рассказчика, любовница Тома - в этих моментах все кажется понятным. Для себя я не смог ответить на самый главный вопрос: Любил ли Гэтсби Дейзи?

Я склоняюсь к мнению, что нет. Гэтсби просто пытался поймать свою “золотую рыбку”, рыбку, которая была внутри пустышкой. Гэтсби использовал деньги, но разве деньги - это проявление любви? Какие поступки совершал Гэтсби для Дейзи? Забота, внимание, тепло, ласка - ведь не было всего этого. Скорее всего и любви там никакой не было. Фицджеральд оставляет читателю светлые мысли, делая на последней странице акцент на зеленом огоньке, который Гэтсби видел в доме Дейзи. Сентиментальный и трогательный момент. Но дальше, нам прямо говорят о том, что Дейзи была для героя мечтой. Мечтать он мог о человеке, как о вещи, а любовь - это намного глубже и сложнее. Гэтсби персонаж глубокий и сложный потому, что автор сделал его таинственным, а не потому, что в его глубине была настоящая любовь.

С Дейзи же все намного очевиднее и проще. Любила она Тома или Гэтсби? Да может и правда любила обоих, только какой-то искусственной любовью. Главной ее любовью были деньги, звенящие в ее голосе.

-5