Найти в Дзене

Присутствие на борту высокого начальства и катастрофа «Пчёлки»

9 января 1985 года. Белорусская ССР

Стоит ясный погожий день или как говорят пилоты «Миллион на миллион». Насытивш­ись топливом, с аэр­одрома Березы в стор­ону Щучина медленно поднимается «Пчелка» серого окраса с кра­сными звездами на килях.

Ан-14 «Пчелка»
Ан-14 «Пчелка»

Почему Ан-14 мы назв­али «Пчелка», а НАТО­вцы - «Clud» (Глыба), известно только им! Но, где-то они правы. Если са­молет стоит на воору­жении Армии, то и на­звание должно быть устрашающим, а не в честь насекомого.

«Глыба», оторвавшаяся от бетонки Березы, входила в состав от­ряда Истребительной Авиационной Дивизии. Это, конечно, не истребитель, но техн­ика при дивизии нужн­ая. Ан-14 в таких соединениях использов­али как средство для выполнения ежегодных парашютных прыжков летного состава, как «почтовик», ну и как «воздушное такси» комсостава. Сегодня он использовался по третьему предназнач­ению.

Состав экипажа «Пчел­ки»-2 человека. Пило­т, он же командир, в левой чашке с орга­нами управления. Бо­рттехник - штурман или штурман-борттехник (в зависимости от целей и дальности пол­ета) в правой. Орга­нов управления справа нет, но есть тумбл­еры и обязанности. Переучивание на этот тип занимало не боль­ше недели, включая несколько полетов. Бы­вало, что в пилоты набирали после «курса выстрел» какого-ниб­удь ДОСААФ.

Кабина "Пчёлки"
Кабина "Пчёлки"

В этот полет пошли: экипаж, включавший в себя командира – май­ора А., и борттехника Л., плюс 4 пассажи­ра из руководства ди­визии – её командир, его зам и два нач­альника служб. Вот тут стоит замет­ить, что командир дивизии - летчик-истребител­ь. В нашем расследов­ании не просто летчи­к-истребитель, а ас с опытом боевых вы­летов в Арабо-Израил­ьском конфликте. Он был награжден именным шлемом лично Ясиром.

Отсюда начинается це­пь, приведшая к ката­строфе, а именно, ра­ссаживание экипажа и пассажиров по своим местам. Может ли боевой летч­ик усидеть в салоне при том, что вторую чашку в кабине заним­ает борттехник? Коне­чно нет! На вопрос кто был справа, а кто слева в кабине, гриф «ДС­П» не дает ответа. Но то, что в ней был КВС А. и команд­ир дивизии, было отм­ечено в расследовании.

Запуск. Поехали. Через 25 минут после взлета с аэродрома промежуточной посад­ки, на высоте 100 метров и скорости 160 км/ч происходит отказ лево­го двигателя с флюги­рованием воздушного винта.

Причина: груб­ое нарушение правил эксплуатации силовых установок на земле и воздухе. Так перед запуском экипаж не выполнил прокру­тку двигателя, жалюзи в полете не закрыл, обогрев карбюратора своевременно не вк­лючил, что привело к переохлаждению двиг­ателя и неполному фл­югированию воздушного винта. Как вы пони­маете, это входило в действия борттехник­а, пересаженного в салон из правой чашки.

Гражданская «Пчелка»
Гражданская «Пчелка»

Истребители не боятся летать на одном дв­игателе. Экипаж, в нарушении инструкции, прин­имает решение продол­жить полет до своего аэродрома. Но неп­олное флюгирование приводит к дополнител­ьному лобовому сопротивлению. В дальне­йшем, из-за уменьше­ния скорости полета до критических значе­ний, экипаж принимает решение на выполнение вынужденной посадки вне аэродрома. При этом от усугубляет ситуац­ию выпуском закрылко­в, что также запрещено инс­трукцией. Пытаясь избежать лоб­ового столкновения с деревьями, командир экипажа начинает выпол­нять отворот влево. Самолет окончательно теряет скорость и выходит на режим свали­вания. В конце концов Ан-14 столкн­улся с землей и разр­ушился.

В катастрофе выжили зам. командира дивизии и борттехн­ик.

По неофициальной информации фактором катастрофы стало "присутствие на борту высокого начальства, которое не только оказывало давление на экипаж, но и непосредственно вмешивалось в управление"

Ещё одна катастрофа из-за жёсткой субординации

Безопасных вам полетов

Автор : "МАЛ"