До Белозерска доехать можно только на автобусе. Железная дорога в Вологодской области имеется далеко не везде. От Череповца ехать не так долго – порядка двух часов. Едешь и любуешься красотой. Тут равнина, бескрайние вологодские леса, в основном, лиственные. Березовые рощи, глушь. Телефон не ловит. Населенные пункты спрятаны где-то по сторонам, нет по пути придорожных кафе, заправок. Дорога не скоростная, ощущение, словно тропику в лес прорубили. По этой причине неудивительно было видеть множество табличек «Осторожно, дикий зверь!». Заградительные решётки не везде имеются. На некоторых участках.
Что встретило первым меня встретило в Белозерске? Достаточно большое, двухэтажное кирпичное здание, на котором большим буквами было написано «Автовокзал». Естественно, ожидать от малого города, чье население немного меньше 9000 человек, какое-то крутое здание не приходилось, но тут здание относительно большое, чем и удивило.
Учитывая, что я планировал купить сразу билет обратно, дабы дважды не заходить, вошел в это здание, на фасаде которого, помимо прочего, висели различные вывески «Русский фейерверк», «Детский магазин «Ангелок» и так далее. Удивился тому, что автовокзала то и … нет. Совсем. Есть магазины, а купить билет негде. Поначалу растерялся, но потом продавщица сообщила, что билет обратно можно смело купить у водителя, когда приедет автобус.
Глядя по сторонам, понимаешь – глухомань, но это полбеды, город одноэтажный, деревянный, архаичный, но и это, можно занести в плюс. А вот неухоженность, убитость – это вызывает большую горечь. Автомобильные знаки покосились, как и частокол в ближайших избах, некоторые двухэтажные деревянные дома заброшены. Ощущение, что ты в не городе, а в какой-то деревне. Основная автомобильная дорога заасфальтирована – уже хорошо. А ведь город древнейший!
До 1777 года Белозерск называли Белоозером. На современном месте город с 1364 года! Но нужно вернуться к названию города – Белоозеро. Ведь согласно «Повести временных лет», Белоозеро являлось столицей чудского (финского) племени весь – древних вепсов. Иначе говоря, город Белоозеро впервые упоминается в 862 году, но и это не точно! Говорят, что Белоозеро возник не в IX столетии, а в X веке, а сама территория вокруг Белого озера представляла собой периферию племенной территории веси. Общая площадь города по обе стороны Шексны составляла не менее 54 га, а это значит, то город был одним из крупнейших городских центров Северо-Восточной Руси.
Моя прогулка по городу продолжилась. Дальше возвышался земляной вал, да не простой. Размерами весьма внушительный, хорошо сохранившейся и окруженный со всех сторон рвом. Да, и он круглый. Построен в 1487 году, в центре вала – Белозерский кремль.
Но внушительность вала мне еще предстояло разглядеть. Зато арочный трёхпролётный каменный мост, построенный в первой трети XIX веке, через ров, ведущий к Кремлю, когда вал со рвом утратили оборонное значение, бросается сразу в глаза. Такие мосты редко встречаются на русском Севере, своего рода уникальный объект культурного наследия федерального значения. Кирпичный мост связывает территорию древнего Белозерского кремля с территорией бывшего посада.
Протяженность мост – 20 метров, а ширина 3,6 метра. По духу мост можно отнести к классицизму, из-за его текучих, плавных форм, которые расширяются к центру и к выходам на валы рва. Три арки имеют одинаковую высоту, но средняя шире боковых. Мост изначально был покрыт белой известью: в пролетах сводов на участках подлинной кладки сохранились следы известкового покрытия. А вот парапеты – деревянные! В ходе реставрации провели вычинку кирпичной кладки значительной части поверхности фасадов, сделали облицовку из пустотелого щелевого кирпича. Также выполнили известковую обмазку моста, которая защищает кирпичную кладку от разрушения. Обмазка в отличие от штукатурки позволила сохранить фактуру кирпичной кладки. А все потому, что на протяжении всего периода существования мост использовался для проезда, в том числе грузового транспорта.
В самом рву трава еще стояла прошлогодняя – пожухшая, с правой стороны, подобно лестнице, были расставлены низкие, старенькие деревянные лавочки, видать для каких-то мероприятий.
Еще не заходя во внутрь вала, все с той же правой стороны можно увидеть белоснежные буквы «Белозерску» и его возраст. В год моего посещения ему было «1161». Внушительный возраст.
А возле моста, у входа к земляному валу можно встретить, пожалуй, один из главных фотогеничных объектов Белозерска – главный камень города. Знаменитый валун с надписью: «Град Белозерск основан в 862 году.» Именно этот год впервые упоминается в «Повести временных лет», как Белоозеро. Вот прямая цитата из сказания:
«И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
Камень не одинок – рядом с ним стоит деревянная ладья, выполненная под древнюю, варяжскую. Оба объекта установлены в честь 1112-летия Белозерска в 1974 году. Белозерская ладья символизирует легенду о приходе на Белоозеро викинга Синеуса, а также отражает торговое значение города. За несколько десятилетий саму лодку неоднократно меняли, последняя простояла более двадцати лет. Но и снег и ветер, и дождь не щадят никого, поэтому и проходиться, успевшей стать обветшалой, лодку периодически менять. Особенность ладьи в том, что ее носовую часть украшает совсем не дружественная «голова дракона» (по крайней мере, мне так показалось).
Как уже ранее сказал, земляной вал или, как говорят, некоторые «рубленная осыпь» окружённой со всех сторон рвов напоминает сверху неправильный, чуть скругленный треугольник. Нынче он утратил оборонное назначение, а когда-то это была настоящая жемчужина оборонного зодчества, сокровищница, крепость-хранилище и даже тюрьма. Тем не менее из всех оборонительных сооружений, только Белозерский кремль сохранился до сих пор. За стенами вала жить считалось не только безопасно, но и почетно, практически как сейчас на Рублевке. За разрешение на строительство требовалось заплатить крупную пошлину. Внутри располагалось двадцать семь дворов, в том числе несколько боярских, воеводский и архиепископский, княжеский детинец, губная и приказная избы, склады и даже тюрьма. Также внутри находились Преображенская церковь, собор Василия Великого и два монастыря: Троицкий и Кириллов Большой. На территории кремля, дабы тушить пожары и обеспечивать людей водой в случае осады, вырыли 4 пруда и одиннадцать колодцев. Удаленность Белозерского кремля от основных дорог хранила ее жителей вплоть до начала XVII века. До сего времени враги не заходили в эти края. Но в 1612 году, изгнанные из Москвы польско-литовские интервенты напали на старинное Белоозеро. Защитники стояли до конца. Но, несмотря на их героизм, достаток вооружения и неприступность белозерского вала, город захватили и разграбили. Многих жителей убили. Кремль после нашествия восстановили, но модифицировать не стали, она так и остался деревянно-земляной. Отставший от прогресса и оказавшийся в глубоком тылу, кремль постепенно утратил свое защитное назначение.
Никаких ворот нет. Заходишь и сразу же перед твоими глазами белоснежный, нежнейшего цвета пятиглавый Спасо-Преображенский собор, построенный в XVII веке (1668—1670 гг). Он относится к тем немногочисленным уцелевшим зданиям. Собор, пусть и не действующий, но является, безусловно, главной архитектурной доминантой Кремля и одной из приметных городских достопримечательностей. Большой, несколько вросший в землю, поставленный на фундамент из дикого камня четверик венчают пять мощных луковичных глав на световых барабанах. До 60-х гг. XX века храм входил в ансамбль соборных храмов вместе церковью Василия Великого, колокольней и кирпичной стеной, окружавшей комплекс, но церковь Василия Великого была нещадно снесена.
Внутри практически раздетого, лишенного защиты, и значительно просевшего под своей тяжестью, старого Белозерского вала совсем другая атмосфера, не городская точно. Тут свое застывшее время, аутентичность, даже запах иной.
Тут всего одна главная заасфальтированная дорога – Советский вал. Сразу же после входа, слева – Музей этнографии. Находится он в отреставрированном одноэтажном деревянном здании зеленого цвета с железной крышей. Сам дом построен в 1913 году и ранее тут был другой музей «Русская изба». Но ничего не стоит на месте, как и цвет дома. Он был и коричневым, и голубым. А раньше было всего одно крыльцо с крытыми нижними площадками перед маршем лестницы, а нынче уже два.
Следующим шел районный архив, который расположен не абы где, а в сохранившемся двухэтажном прямоугольном здании присутственных мест, в нем ранее размещалась уездная администрация. Возведено не ранее 1830-х гг. Здание выполнено и выдержано в стиле позднего классицизма: строгое и представительное на вид, но есть чуть-чуть ампира - тяжелые замковые камни и замковые «архивольты» у проемов нижнего этажа.
За обеими зданиями находится несколько деревянных старых построек, как будто они там всю жизнь и были. А дальше – «луковицы» храма, но перед ним установлен памятный знак белозерским воинам, павшим на Куликовом поле. Белозерские ратники и князья вошли в историю как героические участники Куликовской битвы – решающего сражения между объединённым русским войском, во главе которого стоял московский великий князь Дмитрий Донской, и войском Золотой Орды во главе с Мамаем. В схватке были убиты князь Федор Романович Белозерский и его сын князь Иван Федорович. Победа в Куликовский битве положила начало усилению русских земель и их объединению вокруг Москвы.
Памятный знак установлен в 2005 году, в год 625-летия Куликовской битвы. Автор памятного знака – Людмила Валерьевна Майорова. Автор ковки — Николай Валентинович Митин.
На гранитном постаменте лежит железный свиток, пронзенный кованым мечом. Надпись на памятном знаке гласит: «В год 625-летия Куликовской битвы в память князей белозерских с дружиною погибших ради земли русской и веры христианской от благодарных потомков».
А по правую руку – нуждающееся в косметическом ремонте точно, трехэтажное здание духовного училища. Его заложили в далеком 1899 году, а построили к 1912 году. Трехэтажное кирпичное здание духовного училища – характерный образец учебного здания начала XX века. Первоначально оно было Г-образное в плане. В середине XX века к западному торцу здания была сделана пристройка такого же объема с идентичным, но более грубо выполненным декором. Здание в плане стало П-образным. Декор фасадов эклектичен.
Училище тем не менее больше славится не архитектурой, а своими отпрысками. Целый ряд выпускников Белозерского духовного училища достиг значительных высот на поприще служения Церкви и науке. Среди них епископ Екатеринбургский Ириней (в миру Иван Иванович Боголюбов, 1804–1860); историк Белозерья Николай Павлович Успенский (1862/1863–1898); известный проповедник и общественный деятель протоиерей Философ Орнатский (1860–1918); настоятель Казанского собора в Петербурге (1913–1918), богослов, церковный историк и публицист, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Александрович Бронзов (1858–1936/1937); духовный писатель, протопресвитер военного и морского духовенства русской армии, член Святейшего Синода Александр Алексеевич Желобовский (1834–1910). В честь последнего на бывшем здании духовного училища, которое было построено при его содействии, установлена мемориальная доска. После того, как было закрыто духовное училище, в здании разместилась школа. На мемориальной доске, установленной на здании, можно прочитать, что здесь учился знаменитый поэт-фронтовик лауреат Государственной премии РСФСР им. М. Горького Сергей Сергеевич Орлов. Позднее здание стало использоваться Белозерским педагогическим училищем. Ныне здесь размещается БОУ СПО ВО «Белозерский индустриально-педагогический колледж им. А.А. Желобовского».
А вот рядом установлен деревянный поклонный крест - на месте взорванной церкви Василия Великого. Здесь же ничем не примечательное здание детского сада, несколько построек.
Отдельного внимания заслужило здание Визит-центра, прямо за Собором. Своей непосредственной архитектурой. Здание деревянное, подобно теремку, зеленого цвета, на «ребрах» здания, посередине – словно рыбья чешуя, а на козырьке входной двери силуэт голубя.
Тут же водозаборная уличная колонка, фонари. Водоемов внутри Кремля также предостаточно, как и речных чаек, облюбовавшие здешние края. Как ранее писалось, вдоль крепости было вырыто несколько прудов с целью накопления дождевой воды. Она всегда в хозяйстве пригодится! Число прудов внутри крепостного вала не было постоянным. В исторических источниках чаще фигурируют четыре пруда («озерка»), реже – три или пять. Ныне их три (если не считать еще одного, почти совсем заросшего, к северо-востоку от здания училища). Излишки воды из прудов отводились наружу по проложенным под валом трубам. В одном из описаний Белозерска конца XVIII века сказано, что в «казённом озерке» при архиерейском доме вблизи соборного комплекса – «казённое озерко, в котором довольно ловится карасей».
Насыпной вал – это отличная смотровая площадка, которая открывает городскую панораму не хуже какого-то «Яндекса», а даже лучше - все видно своими глазами! Признаться, подобный вал видывал в Дмитрове, но там сплошняком не пройти – нужно обязательно спускаться и заново подниматься. Здесь же в таких маневрах нет никакой необходимости.
Центр Белозерска – деревянный! Это отчетливо видно по домам, окружавшие Кремль. Какие-то уже покосившиеся, старые, бедные, но жилые и живые, есть и побогаче, особняками они тут называются. Практически у каждого дома – свое хозяйство. Город остановился, законсервировался в уединении. Не покидала мысль – что я в хутор приехал, деревню, но никак не в город. И вот над шиферными, грязными крышами деревянных домов, возвышаются купола Церкви Спаса Всемилостивого… Где-то танк на постаменте стоит, а где-то в деревянном, старинном купеческом амбаре работает музей лодок…
Но за всем этим – бескрайнее белое озеро!
На этом очерк буду заканчивать. Разумеется, это не все, чем Белозерск может порадовать. Но это уже совсем другая история.
Надеюсь, что было интересно. Ставьте лайки, пожалуйста.
До встречи!
Подписывайтесь на мой канал.