Подводная лодка «Арпао» португальских ВМС вернулась на базу Алфейте в Лиссабоне после участия в учениях «Блестящий щит». Вернулась с триумфом, о котором ныне трубят западные СМИ. И, справедливости ради, есть о чем. Впервые в истории, как минимум португальского флота, неатомная субмарина совершила продолжительный вояж под сплошным ледяным покровом. И тем самым осветила новые, ужасные для России перспективы войны в арктическом регионе.
Радости полные гальюны
Подлодка «Арпао» под командованием Тавейра Пинту нырнула под лед в районе пролива Дэвиса, проследовала замысловатым маршрутом через залив Баффина и благополучно вернулась назад. Это был одновременно эксперимент и демонстрация возможностей натовских подводников. Именно так и позиционируется произошедшее в официальных источниках. Суммарное время операции составило 70 суток, сколько из них подлодка провела подо льдами – засекречено.
Но и так понятно, что «Арпао» не просто пыталась прошмыгнуть под ледовым покровом, а отрабатывала военные задачи. Например – ориентация в непривычных условиях. А также имитация слежки за российскими кораблями и другими подлодками. Учебной мишенью и одновременно судном снабжения и спасения стал датский патрульный корабль «Эйнар Миккельсен». Португальцы ликуют – в кои-то веки их небольшая во всех смыслах страна стала ведущей силой НАТО в северных широтах.
Радость потомков Васко да Гама понять несложно. Перемещение подо льдами Арктики человечество освоило давно, но все успехи в этом деле принадлежат атомным подлодкам. Которые могут месяцами находиться под водой, а у их капитанов есть едва ли не бесконечное число попыток для всплытия путем пробивания гигантской полыньи. Чуть ошибешься – и торосы сомнут легкий внешний корпус как консервную банку. Сломают антенны, погнут винты и т.д., поэтому плавание подо льдами всегда громадный риск и случись что, деваться некуда.
Битва подо льдами
Толстый лед Арктики – добро и зло воедино для подводного флота. Про добро все понятно, это практически идеальная защита от всех средств и сил, которые выслеживают подлодку. Плюс защита физическая, так как глубинные бомбы и прочие средства поражения через лед не пробьются. А потому уже много десятилетий российский подводный флот использует это полезное наследие предков – возможность выйти в море и затеряться от вражьего наблюдения подо льдами наших северных просторов.
Для супостатов нет сложнее задачи, чем пытаться выследить и обезвредить «стратегов» в Арктике. Подводные ракетоносцы могут одновременно месяцами напролет прятаться или маневрировать неизвестно где, а потом за считанные часы всплыть и дать полный залп, после чего миру придет конец. Или, если так сложатся обстоятельства, только нескольким особо вредным странам. Но это – финальная миссия подлодки, сама суть её предназначения, для чего военные моряки готовы и жизнь сложить, если придется. Однако в других условиях они все же жить хотят, да еще как.
Единственный способ остановить российскую подлодку – тоже нырнуть под лед и долго, старательно её выслеживать. Натовцы это умеют, не стоит обольщаться. И тогда уже несладко придется нашим подводникам, потому что спасаться негде. Пробивать лед не везде возможно, да и какой смысл? Враг все равно торпедирует подлодку, а эвакуировавшийся экипаж на льду и морозе вряд ли доживет до прибытия спасателей. Поэтому все сводится к игре в прятки, где преимущество у того, у кого больше субмарин. Раньше у России и НАТО был примерный паритет, потому что атомных подлодок много не построишь.
У них есть, у нас нет
«Арпао» – дизельная подлодка немецкого производства, не старая, принята на вооружение ВМС Португалии в 2011 году. Ничем особо не выделяется и для работы в арктических широтах не предназначена. Однако у нее есть важный, принципиальный козырь под названием «воздухонезависимая энергетическая установка». То, чего до сих пор, к великому сожалению, нет на российских подлодках. Поэтому они при всех своих достоинствах уязвимы, им нужно всплывать каждые 2-3 суток для подзарядки батарей и прочих технических процедур. «Арпао» тоже надо, но примерно в 5 раз реже.
Теперь понятна радость НАТО. Вот такая, неатомная и недорогая, подлодка вполне может вести патрулирование подо льдами достаточно долго и эффективно, чтобы обнаружить и атаковать российскую подлодку. Причем делать это вовсе не обязательно, уже сам факт такой угрозы вынудит Минобороны РФ пересмотреть маршруты движения подлодок, что существенно сократит пространство для маневра. А с учетом присоединения к НАТО новых стран, выйти такие неатомные подлодки на «охоту» могут с самых разных направлений, что еще усугубляет проблему.
К сожалению, прятаться под толстыми паковыми льдами в глубине Арктики российские субмарины долго не смогут. Там просто нет условий, чтобы безопасно всплыть и выполнить задачу. Из-за физических ограничений все капитаны стараются держаться кромки льдов, куда как раз и могут добираться подлодки НАТО. Хорошо, что на данный момент у альянса нет ни средств на массовую постройку подлодок, ни возможности подготовить экипажи для них. Но сам факт новой угрозы вполне очевиден.