В 2013 году каждый третий житель России мог позволить себе покупку нового автомобиля, в 2023 году таковых оказалось 13%, по итогам первого полугодия 2024-го эта цифра немного выросла (19%), но, как заявил президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин, по-прежнему невелика.
Утрясется ли ситуация в ближайшее время, эксперт не уверен. Рынок в ожидании повышения ставки Центробанка и увеличения утилизационного сбора плюс постоянно плавающий курс национальной валюты и проблемы с переводом денег в Китай.
Это, по словам главы РОАД, неизбежно приведет к стагнации рынка автокредитования, что нанесет удар по рядовым потребителям. Согласно данным Ассоциации, в кредит сегодня продается более половины новых автомобилей.
Для исправления ситуации Алексей Подщеколдин предлагает принять все меры, чтобы наладить массовую сборку китайских автомобилей (других нет) на территории России. Бизнес из Поднебесной можно заинтересовать, например, отменой или возвратом утильсбора и другими налоговыми послаблениями.
Подобные меры решили бы и такой актуальный вопрос, как логистика. «Сегодня запчасти из Китая идут в Россию по 30–40 дней, это плохая практика, – отметил эксперт. – К тому же велика стоимость доставки автомобилей». Алексей Подщеколдин, в частности, привел в пример бюджетный седан Jetta VA3. Оказывается, при формировании стоимости такого подержанного автомобиля при ввозе на юрлицо доставка обходится в 240 000 рублей. По более дорогим моделям цифры больше.
Фото: Jaecoo Бизнес Кар Каширский