Доработка дипломной работы – процесс, которого не так часто удается избежать. Это абсолютно нормально, когда научный руководитель указал на ошибки, некорректные моменты в дипломе, и отправил его на доработку. Она не сводится к написанию труда заново, а лишь отправляет к местам, которые нужно переделать. Но многие студенты буквально хватаются за голову, потому что не понимают, как именно дорабатывать диплом.
Распространенные ошибки
Есть требования ГОСТа, они касаются оформления работы, ее объема, содержательного компонента, стиля написания. Если они нарушены, преподаватель сразу же вернет дипломную на доработку, даже без дочитывания. Все требования есть в методических рекомендациях, обычно перед началом работы учащийся получает УМК, на основании которого и пишет свой труд.
Какие еще ошибки встречаются:
- Противоречия в тексте. Мысли, которые излагает автор дипломного проекта, должны быть логичны, стройны и последовательны. Если в одном абзаце мысль четко изложена, а через какой-то текстовый интервал, она уже опровергается автором – это существенная ошибка.
- Отсутствие аргументации в выводах. Текст, составленный по принципу «потому что потому», никакого отношения к научной исследовательской работе иметь не может. Это тоже строгая ошибка, потому перед сдачей работы студенту нужно проверить, достаточно ли внятной аргументации в выводах.
- Расчеты произведены неправильно. Они могут быть и в работах гуманитарного профиля. Ошибка есть ошибка, потому расчетную часть также следует перепроверить.
- Нарушена структура. Например, в работе только одна глава, или главы две, но они поменяны местами. Либо автор забыл о введении или заключении, не предоставил приложения.
- Не тот объем. Плохо, когда текста мало, но так же плохо, если его много. Нужно уложиться в рекомендованный объем, чтобы работа выглядела соответствующей требованиям.
Если все это проверить еще до сдачи дипломной преподавателю, возможно, никаких доработок и не потребуется. Если же работу уже вернули, и там есть замечания, которые пересекаются с пунктами выше, нужно просто последовательно по ним пройтись и исправить.
Не пройдена проверка на плагиат
Это одна из самых частых ошибок и поводов возвращения труда на доработку. Что такое проверка на плагиат: это просмотр всего текста работы в специальной программе, которая покажет его уникальность. Обычно уникальность текста должна быть не менее 80% (но могут быть отклонения в 5% в обе стороны), ее устанавливает конкретное учебное заведение. Это значит, что работа написана автором, что в ней немного заимствований (в основном, цитаты), и что этот труд не связан с недобросовестным использованием чужих интеллектуальных наработок.
Если дипломная прошла проверку, и не добрала нужный процент, она возвращается не на доработку – ее придется полностью исправить. Это не значит, что текст переписывают заново, но пройтись придется по всем страницам. Если что-то точечно исправлять, можно нарушить логику и структуру. Словом, такую коррекцию сложно назвать просто доработкой.
Как с первого раза устранить все недостатки дипломной работы
Ситуация, когда научный руководитель несколько раз возвращает текст своему студенту, не редкость. Это стресс для всех, и лучше с таким не сталкиваться. Потому первое, что нужно учащемуся, который нуждается в доработке текста, это внимательность и терпение.
Какие стратегии помогут:
- Детальный анализ текста, с начала и до конца. Одна из ошибок студентов – прыгать по тексту, стараясь найти слабые места и не трогая того, что преподаватель не исправлял. Но это не всегда помогает, при исправлении может быть нарушена логика повествования. Потому нужно открывать дипломную с первой страницы: читать, вчитываться, следить за изложением мысли, чистить текст.
- Ориентир на образец. Если руководитель конкретно указал слабые места, нужно найти аналогичные в похожих работах, выполненных успешно. Посмотреть, что их отличает, обнаружить закономерности. Нужно не то, что сделать по образцу, но попытаться найти стандарт качества, и следовать ему. Возможно, придется перечитать несколько примеров работ.
- Пересмотр источников. Иногда текст страдает от того, что автор взял библиографические источники, в которых недостаточно актуальности или тема рассмотрена недостаточно. Тогда авторская работа будет скупой в плане раскрытия материала, ей не будет хватать веса. Возможно, стоит еще раз поискать источники, задействовать разные способы. Особое внимание уделить научной периодике.
- Изменить эмпирический материал. Исследовательская часть тоже бывает слабой: либо исследование проведено не совсем корректно, либо его научная ценность невелика. Например, автор сконцентрировался на эксперименте, который до него проводили десятки раз. Или он сделал выбор в пользу исследования с трудными критериями измерения, оценки.
- Пересмотр выводов. Это не значит, что их в работе нужно менять на противоположные. Скорее, автору стоит подумать над их точностью, глубиной, детализацией. Проверить, достаточно ли аргументации, выдержаны ли логика, стройность, последовательность.
Перечисленное, если отнестись к нему со всем вниманием, действительно помогает сделать дипломную работу более качественной. Это занимает силы и время, но только так можно успешно справиться с задачей.
Как общаться с преподавателем – что делать, если научный руководитель не помогает
Такое не очень часто, но все же случается: научный руководитель, курирующий работу своего подопечного, оказывается щедр на придирки и замечания, но скуп на действенную помощь. Безусловно, студенту не стоит показывать характер и качать права. Есть этика общения, профессиональный подход и некоторая субординация – со всем этим приходится считаться.
Как наладить отношения со сложным руководителем:
- Быть вежливым, учтивым, грамотным. Не стоит беспокоить преподавателя в позднее время или выходной день. Не нужно многословности и объемных сообщений, следует быть конкретным и доброжелательным.
- Внимательно относиться к его замечаниям. Часто сами студенты читают написанное им по диагонали, упускают из виду важные детали и ошибаются снова. Обращение преподавателя нужно перечитывать и вчитываться в него. Если это устная консультация, можно даже попросить разрешения записать его на диктофон (только не делать это тайком), или прибегнуть к письменным пометкам.
- Сдавать все в срок. Нарушение дедлайнов никого не радует и, к тому же, формирует не самое доброжелательное отношение к студенту. Потому лучше с ошибками, но вовремя, чем тянуть со сдачей, показывая свою неорганизованность и необязательность.
- Благодарить за помощь. Речь не о материальной благодарности, конечно, а о выражении готовности к продуктивному контакту. Курировать написание диплома – работа преподавателя, но если студент учтив, благожелателен, внимателен к замечаниям, это и будет благодарностью. Она не просто подкупает руководителя, это важный элемент действительно плодотворного учебного контакта.
Если студент располагает возможностью самостоятельного выбора научного руководителя, ею нужно воспользоваться. Это поможет избежать недопонимания уже на старте.
Не бояться переспрашивать
Этот пункт специально вынесен отдельно, потому что на нем стоит сделать акцент. Нередко студент буквально избегает контакта с научным руководителем, боится лишний раз задать вопрос. Это и ведет к ошибкам, которых можно было избежать.
Что следует уточнять:
- особенности оформления;
- список источников – показать свой примерный, посоветоваться относительно его полноты и актуальности;
- силу эмпирической части;
- правильность расчетов.
В идеале студенту и его научному руководителю нужно договориться о принципах сотрудничества: как часто будут проводиться консультации, в какое время и каким образом можно обмениваться информацией (сообщениями).
Любые ошибки, которые случаются в процессе написания работы, можно исправить. При условии, что студент слушает преподавателя и действительно старается качественно преобразовать работу. Так что сдать дипломную на «отлично» даже после нескольких недоработок – вполне вероятный сценарий.
Рады вам помочь! Связь с нами💌:
📩 WhatsApp: 89168535880
🌐 Сайт: DissHelp.ru 📧 info@disshelp.ru
☎️ 8-800-77-55-41
❤️ ❤️ ❤️ Disshelp - достойная поддержка ❤️ ❤️ ❤️