Автор: Михаил Щипанов
Танцы с бубнами западных политиков вокруг размещенных в «свободном мире» наших активов, которые оцениваются примерно в $300 млрд., не прекращаются. Скорее, там взяли паузу, удовольствовавшись конфискацией процентов за использование этих ценных бумаг. Во всяком случае, украинской хунте Европейским союзом обещаны для поддержания государственных штанов 50 млрд. евро в течение четырех лет. Из них 17 млрд. приходится на гранты, которые будут выплачены как раз из доходов, получаемых благодаря нашим активам. Так что, слюна капает, глядя на наши кровные, но есть силы, которые подталкивают Европу к тому, чтобы фактически сопротивляться напору Америки, где наших активов как раз минимум.
Американцы добиваются конфискации и направления наших денег на субсидирование Украины, чтобы заставить своих союзников дважды оплатить выживание хунты. Сначала кризисом своих экономик, активы которых уходят за океан, в «спокойную гавань». А потом, возможно, и крахом своей финансово-банковской системы в случае конфискации наших денег. Ведь банковская система Европы, континента не ресурсного, но выживающего во многом за счет услуг, в том числе и в финансовой сфере, базируется на своем главном активе – доверии кладчиков. И потеря такого доверия может обрушить то же евро. А, как выясняется, для таких серьезнейших опасений у европейцев были и есть немалые основания.
Неожиданный демарш нефтяной монархии
Известно, что Саудовская Аравия размеренно использует свои немалые нефтяные доходы, стремясь даже заглянуть в постуглеродную эпоху. Пустынное королевство везде желанный инвестор и вкладчик. И, конечно, в Европе тоже. Так вот, выясняется, что еще вначале нынешнего года представители Саудовской Аравии серьезно предупредили своих европейских партнеров и клиентов. В частном порядке шейхи намекнули, что смогут продать некоторые европейские долговые обязательства, если «большая семерка» примет решение об изъятии замороженных пока активов России. В частности, саудовцы сделали специальный акцент на долговых обязательствах, выпущенных французским казначейством. Как говорится, имеющий уши до услышит.
В итоге после глубоких коллективных размышлений в мае-июне было решено оставить русские активы в покое и довольствоваться только процентами к вящему разочарованию Вашингтона и Лондона. Конечно, в саудовском намеке речь шла о сумме в несколько десятков миллиардов евро, что само по себе, надо полагать, не оставило бы большой дыры в европейских балансах. Но тут важен прецедент. Ведь и сами прозорливые европейские эксперты неоднократно предупреждали, что конфискация русских активов может спровоцировать массовый отток находящихся в Европе средств третьих стран. Того самого глобального Юга, который уже не ощущает себя задним двором «белой цивилизации».
Но одно дело разводить разные теории, особенно в обстановке, когда над логикой зачастую преобладает политическая целесообразность, а другое – столкнуться с угрозой первого прецедента такой реакции на незаконную конфискацию, попирающую Западом же и установленные правила.
Этот меняющийся мир
Собственно, видимо, резкая реакция Саудовской Аравии стала еще одним важнейшим аргументом в пользу отказа от чисто флибустьерской финансовой операции. Саудовцы – авторитет для шейхов Персидского залива, так что там недалеко было и от бегства нефтяных капиталов из Европы. Тем более, что и африканские страны бывшей зоны франка начинают требовать назад свои золотые запасы, что десятилетиями хранились в банковских подвалах во Франции. Положение и так представляется все более шатким.
Конечно, еще десять лет назад трудно было представить, что саудовские власти будут способны на подобный решительный демарш. Для этой страны было характерно не просто полное подчинение, прежде всего, стратегическим интересам Соединенных Штатов. Особые обязательства саудовцев перед США в сфере торговли нефтью, которую следовало продавать исключительно за доллары, стали одним из подтверждений особой роли штатовской валюты в мировой торговле. Именно так доллар, который уже не обменивался свободно на золото, вновь утверждал свое особое место с опорой на золото черное.
Естественно, что саудовские власти в обмен на некие гарантии безопасности со стороны Америки беспрекословно выполняли, например, приказы сбивать мировые цены на нефть, выбрасывая на мировой рынок дополнительные миллионы баррилей. Как мы помним, так янки добивали и Советский Союз, добившись руками саудовцев снижения цены почти до $7 за барриль. Горбачев с дырой в бюджете оказался загнанным в угол. Но времена кардинально поменялись, и эпизод с серьезным саудовским предупреждением в адрес европейских лидеров – это еще одно из явлений многополярного мира.
Из солидарности с Россией?
По информации агентства Bloomberg, в европейских финансовых и политических кругах продолжают гадать, демарш саудитов отражает их очевидное сближение с Москвой или это просто забота о собственных стратегических интересах, которые из-за такого прецедента в будущем также могут пострадать. Притом, что тут явно совокупность всех причин. Саудовцы уже попадали под разные санкции. Но их сближение и с Россией, и Китаем в значительной степени расширяют их область политических маневров.
Поэтому госсекретарь США Энтони Блинкен был вынужден несколько часов провести в приемной наследного принца СА, но так и не смог добиться от саудитов согласия на отказ от политики поддержания стабильных цен на нефть путем согласованного с другими странами уменьшения добычи. А теперь нефтяное королевство отказалось и от исторической сделки, предусматривавшей исключительную долларовую торговлю углеводородами.
Сейчас нет полной ясности относительно полного присоединения Саудовской Аравии к БРИКС. Но известно, что шейхов заинтересовали проекты создания собственной цифровой валюты для расчетов внутри этого объединения.
Так стоит ли европейцам удивляться жесткости саудитов в отстаивании международных правил? Солидарность нового мира базируется и на равноправии, и на интересах.