Найти тему
Тёмный историк

«Пусть же скорее приходит этот немец». О тоске монархиста по интервентам

Знаете, я всегда скептически отношусь к разговорам о «народном единении», каком бы то ни было и где бы то ни было. Де-факто это крайне редкое состояние, которое часто приводит к самым неожиданным последствиям.

Вот, скажем, нацисты в Германии, преступный гитлеровский режим. Но ведь он поддерживался огромным числом представителей того самого «народа», разве нет? Иначе мы не сможем объяснить столь ожесточенное немецкое сопротивление, продолжавшееся столько времени.

Марлен Дитрих на фоне бронеавтомобиля M8. Мюнхен, 1945 год.
Марлен Дитрих на фоне бронеавтомобиля M8. Мюнхен, 1945 год.

Да, были и другие немцы, «Красная капелла» там или офицеры-заговорщики типа Штауффенберга... и много их таких имелось? Была немка Марлен Дитрих, отказавшаяся от «коммерческих предложений» нацистов и ставшая гражданкой США... ну и как её воспринимал «простой народ» в Германии, после этого?

А её спустя много лет уже в ФРГ немцы как-то холодно встречали. А это всего лишь один пример из множества. Какие точки пересечения будут у провоевавшего до 1945 года идейного солдата вермахта с Марлен Дитрих?

А теперь ещё один пример. Был такой достаточно известный монархист, конезаводчик и офицер, Фёдор Викторович Винберг. В период Первой революции 1905 года «давил» выступления в Прибалтике.

Участник Первой мировой войны. В декабре 1917 года был арестован большевиками, в январе 1918 года — приговорен к принудительным общественным работам на три года, но получил амнистию в мае того же года.

Фёдор Викторович Винберг (1868 — 1927).
Фёдор Викторович Винберг (1868 — 1927).

Позднее бежал в Германию, где сблизился с различными монархистами, правыми и антисемитами. «Соратники» Ф. В. Винберга убили известного юриста и политика В. Д. Набокова, при покушении на жизнь П. Н. Милюкова. Потом они (С. В. Таборицкий и П. Н. Шабельский-Борк) сотрудничали с нацистами.

Сам Фёдор Викторович Винберг в 1920-е годы тоже «наводил мосты» с нацистами в Мюнхене, но умер до того, как Адольф Гитлер оказался у власти.

Так вот, в декабре 1917 года Ф. В. Винберг, сидя под арестом, вел дневник. В котором ожидал скорого прихода немцев.

«Внутри нас нету спасения, — так пусть же скорее приходит этот немец, сокрушивший былую мощь страны нашей и былую доблесть народа, нашедший отклик в темных массах, уставших под бременем тяжелой войны и недостаточно стойких для дела чести и мужества.

Немцы в Киеве, 1918 год. Для зажиточной и «правой» по взглядам публики это действительно было «славное времечко»: гетман Скоропадский возвращал собственность, а прожектеры-политиканы могли помечтать о «восстановлении монархии»... правда, скоро все закончилось.
Немцы в Киеве, 1918 год. Для зажиточной и «правой» по взглядам публики это действительно было «славное времечко»: гетман Скоропадский возвращал собственность, а прожектеры-политиканы могли помечтать о «восстановлении монархии»... правда, скоро все закончилось.

Пусть приходит скорей и спасет нас от собственной нашей разрухи; пусть даст возможность дряблому обывателю не дрожать ежечасно за свою жизнь; пусть введет порядок в нашу, ставшую нетерпимой, анархию; пусть сократит и уничтожит ту самую низкую и скверную часть населения нашего, которая так нагло подняла голову и не дает жить всем честным людям...» (с) Ф. В. Винберг. В плену у «обезьян» (Записки «контрреволюционера»).

Знаете, это ведь на самом деле отражение целого «пласта» настроений в среде противников большевиков. Кто-то ждал немцев, кто-то — Антанту.

Вот только проблема таких рассуждений (если отбросить в сторону саму суть оккупации, интервенции и т.д.) вот в чем. Почему эти люди были так уверены в том, что иностранцы будут «наводить порядок»? Для Германии или для стран Антанты куда выгоднее было бы иметь «набор полуколоний».

Винберг, конечно, вообще был «чемпион по логике»: сам же пишет, что это якобы немцы взбудоражили «темные массы» (опять, опять это словосочетание... как оно часто встречается у разнообразных эмигрантов)... тогда зачем им теперь «наводить порядочек»? Как будто бы немцы будут слушать какого-то Винберга и «играть в ООН», ага.

Плакат 1917 года. Кстати, его автор — художник И. Я. Билибин. Он в тридцатые годы будет из эмиграции проситься «обратно». И ему советские власти разрешат вернуться. Иван Яковлевич умрет в блокадном Ленинграде.
Плакат 1917 года. Кстати, его автор — художник И. Я. Билибин. Он в тридцатые годы будет из эмиграции проситься «обратно». И ему советские власти разрешат вернуться. Иван Яковлевич умрет в блокадном Ленинграде.

Что касается «поднявшей голову самой низкой и скверной части населения», которую, по мнению Федора Викторовича, нужно «сократить» (какая-то животноводческая формулировка... но это неудивительно — Винберг же конезаводчик был)... вот это я и имел в виду.

Для Ф. В. Винберга большая часть населения «той России» — либо «дряблые обыватели», либо «темные массы»... Так что могло быть общего у Винберга с сотнями тысяч «крестьян и рабочих в серых шинелях»? Я уж молчу про каких-то революционеров или окраинных националистов.

Если Винберг хотел «сократить» революционеров (и делал это в 1905 году), то они, в свою очередь, желали «сократить Винбергов» (как в анекдоте: а если они нам накостыляют — а нас-то за что?).

При этом, монархист Винберг ещё писал о том, что населению и устройству России понадобится 150 лет для того, чтобы «дорасти» до уровня той же Великобритании (а до того — нужна единоличная диктатура).

Да, Винберг, как и многие представители тогдашних политиков и офицеров (навскидку — А. В. Колчак, П. Н. Милюков и т.д.), восхищался английскими порядками (хотя в конце концов лично ему немецкие оказались ближе). Но полагал, что народ к ним почему-то не готов. Как же так вышло?

Между белыми шли серьезные споры о том, какая же ориентация лучше — немецкая или антантовская. И да, факты есть факты: кое-где без немцев белое движение в таком размахе не возникло бы (на северо-западе, на Дону). Впрочем, без англичан в 1919 году до Курска и Орла «деникинцы» тоже бы не дошли.
Между белыми шли серьезные споры о том, какая же ориентация лучше — немецкая или антантовская. И да, факты есть факты: кое-где без немцев белое движение в таком размахе не возникло бы (на северо-западе, на Дону). Впрочем, без англичан в 1919 году до Курска и Орла «деникинцы» тоже бы не дошли.

И вот видите ещё какая штука. Когда большевики якобы «сотрудничают с немцами» (попробуйте доказать...) — это плохо. Когда белогвардейцы, эмигранты и монархисты прямо сотрудничают с немцами (многие — ещё в Гражданскую), получают от них снаряжение, потом работают в ведомствах Третьего Рейха... (а кто-то — «зондерфюрером», а потом ещё и в ЦРУ) «это другое».

И вот в этом втором случае доказательств сотрудничества куда как больше, там просто тонна фактов.

Как же это называется... вспомнил, готтентотская мораль. Когда мы хотим кого-то изничтожить (ишь, холопы голову подняли) или просто сидеть «на вершине пищевой цепи» — это хорошо (возможно, в этом заключается «единение»?).

Когда нас оттуда скидывают после множества «звоночков и предупреждений» — это ужас-ужас, антинационально. После чего можно уже иностранных интервентов звать или стрелять за границей несогласных с вашими убеждениями.

И вот сейчас опять скажу что-то не очень приятное. Изучая Гражданскую войну в России, часто ловил себя на мысли, что воюет не то что «один народ»... «разные миры» дерутся. С разными менталитетом, картинами будущего, ценностями, мировосприятием...

Оно так работает не только с межгосударственными конфликтами...
Оно так работает не только с межгосударственными конфликтами...

Причем я сейчас даже не про белых и красных. Отдельно фактически воевала «деревня против города» (зеленые, то против белых, то против красных). На окраинах расклады серьезно зависели от настроений «местных», будь то казаки или «малороссы». И тут тоже пошел разговор про «отдельные народы»... которые, впрочем, тоже раскалывались уже внутри себя.

А белые... они тоже вели какую-то свою войну, войну «средних интеллигентных слоев» (элита по большей части сразу уехала), при полном равнодушии всего остального населения. Даже если большевиков оно не шибко-то любило. Оттуда — провалы в пропаганде, как с «другими» разговаривать-то?

Потому я лично про «народное единение» даже как-то заикаться не хочу. В моем понимании народы существуют, но никакого «стопроцентного единства» там не может быть чисто физически. Люди разные, а интересы неодинаковых общественных прослоек не могут совпадать. Потому те, кто проигрывает борьбу за выбор пути развития страны — превращаются в «предательскую пятую колонну».

Победители утверждают, что они правы, так как их поддержал народ... все-таки правильнее говорить «какая-то часть народа», наиболее активная...

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, нажимайте на «колокольчик», смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!