Многим известен закон Парето: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата».
Суета - это как раз те самые 80% усилий и 20% результата.
❓Почему люди склонны спешить и суетиться, а некоторые в спешке проводят практически всю свою жизнь?
Обычный неторопливый человек в минуты сильной тревоги может стать суетливым, его действия могут становиться нерациональными - это компенсационное поведение можно отнести к условной норме.
А есть люди, у которых суетливость проявляется не эпизодически, в тревожные моменты, а постоянно - то есть, становится чертой личности и характера. Они совершают множество лишних движений, всё время что-то перекладывают, куда-то торопятся, боятся что-то не успеть.
Суть фоновой суеты и спешки - это следствие внутренней повышенной тревожности, с которой организм пытается справиться именно таким образом - ускориться. Тревога возбуждает психику и тело, провоцирует на активную, мало осознаваемую, но быструю деятельность, пытаясь на самом деле, таким образом успокоиться, сбросить напряжение, вызванное тревогой.
В некоторых ситуациях это бывает полезно, например, когда нужно в короткий промежуток времени сделать очень много. Но если такой способ реакции на тревогу становится постоянным, то он скорее изматывает, чем даёт ресурс.
❓Как же справиться с суетливостью и перестать избыточно тратить свои силы?
Здесь и сложно, и просто одновременно. Один из хорошо работающих методов - нужно вспомнить и проанализировать несколько случаев, когда Вы суетились, совершали хаотичные действия. Вспомнить, что послужило именно в тот момент пусковой кнопкой, или что усилило Вашу суетливость, а в какой момент она начала понижаться. Люди, события, мысли, которые пришли в голову; что было несколькими моментами ДО?
📝Распишите ситуации на бумаге
Через вспоминание и анализ мы делаем себе своего рода "прививку" на будущее, а выписав и осознав некоторые автоматизмы, Вы можете выбирать более эффективные способы поведения.
Например, начальник вошёл в кабинет, где Вы работаете, и быстрым шагом направился к Вашему столу. Вы расценили это как угрожающую ситуацию и начали быстро что-то перекладывать, искать какую-то бумагу или срочно прятать телефон. Он, видя Вашу обеспокоенность, решил, что от него что-то скрывают и, хотя первоначального намерения не было, стал резко Вам что-то выговаривать. Вы расстроились, отчего все Ваши последующие действия вообще трудно было назвать работой: Вы просто тупо перекладывали предметы на своём столе. Полдня было потрачено впустую.
Вспомнив эту ситуацию, можно попробовать рассмотреть её с разных сторон. Например, предположить несколько вариантов, почему начальник мог так сделать:
1) он торопился дать Вам следующее задание, потому что точно знает, что Вы хороший работник и прекрасно его выполните;
2) он нёс Вам важное сообщение и хотел лично его озвучить;
3) он спешил сообщить Вам, что другой сотрудник уходит в отпуск или увольняется, и Вы назначены на его место с повышением оклада;😉
4) он сам пытается реализовать свою тревогу, вот и решил пройтись по кабинетам, чтобы успокоиться.
Когда мы прокручиваем в своей голове различные интерпретации происходящих событий, мы приучаем свой мозг думать не только привычным тревожным способом, но и как-то иначе. И пусть в тот раз ситуация разрешилась не самым удачным образом, но это не гарантирует того, что другая, похожая на неё, закончится так же неудачно.
☝️Во всяком случае, Вы будете готовы к любому исходу, а значит спокойствия будет чуть больше.
И конечно же, тревожность и суетливость всегда помогает уменьшить любая поддержка: вовремя сказанные слова, переключение Вашего внимания, крепкие руки, спокойный взгляд, в целом присутствие в атмосфере более спокойного человека - и вот Вы уже постепенно обретаете внутренее равновесие и более медленный темп действий.
Всем спокойствия и меньше суетливости 🧡
Психолог Полина Степанова
Рубрика «АнтиHRупкость личности»