В 2024 году широко отмечается 150-летний юбилей Николая Константиновича Рериха. Крупнейшие музеи и галереи проводят выставки его произведений, организуют конференции и семинары. Для музея-усадьбы «Извара», расположенного в Волосовском районе Ленинградской области, этот год значим вдвойне. Ровно 40 лет назад, 19 июня 1984 года, в год 110-летнего юбилея художника-философа, в двух комнатах мезонина усадьбы открылась выставка «Николай Константинович Рерих в Изваре». Так начал свою работу мемориальный музей художника.
11 июля 2024 года в том же самом мезонине, где в начале ХХ века находилась мастерская Рериха, открылась выставка «Рерих. Начало», посвященная картине «Вечер богатырства Киевского» из фондов Изварского музея. Электронный вариант выставки – перед вами. Это уже вторая виртуальная выставка к 150-летию Н.К.Рериха; на предыдущей выставке, «Прорисовки и предметы», мы рассказывали о том, как в Изваре сформировался интерес Рериха к археологии.
«Вечер богатырства Киевского» входит в цикл картин, посвященных русским былинам. Это эскиз изображения для монументального фриза, о чем напоминает арочная форма (фреска должна была располагаться в арке здания).
В 1893 году Николай Рерих поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. С 1895 года он учился в мастерской известного художника Архипа Ивановича Куинджи. Начав работать над картиной зимой 1895 года, Рерих многократно изменял эскизы, о чем свидетельствуют дневниковые записи.
«27 февраля. Теперь скучища, просто беда! Черти, дьяволы – никто нейдёт. Ещё друзья! Только и утешает меня эскиз «Как перевелись богатыри на Руси». Кажется, недурно выходит».
«2 марта. Сегодня был Леон Ант[окольский], по-видимому мой эскиз ему очень нравится, хотя (дай Бог ему за это всего лучшего) ругает он его изрядно. Сперва у меня небесная сила сыпалась из разверзнутых небес, потом она шла по земле, а на небе играла зарница; и теперь зарница исчезла, а на её месте жёлтый закат. Хочется мне ужасно сделать его поблагоприличнее. <…> Завтра приедет Краснов, буду писать с него окаменелого Илью Муромца для «Как перевелись богатыри на Руси». <...> Этот эскиз хочу свезти показать Илье Ефимовичу – интересно, что-то скажет».
«5 марта. Страшно болит голова от испуга. Закончил эскиз и поставил перед печкой, но чересчур близко. И вдруг, слышу запах горячей краски. Гляжу – эскиз расплывается. Вовремя услышал – спас от погибели, так что можно ещё поправить. Не думаю, чтобы это на меня так сильно подействовало – совсем усталый теперь и голова заболела».
«10 марта. Любопытный разговор с Ильёй Ефимовичем. «Вы, говорит он мне, очень утешительное являете в Академии. У Вас, наверно, дело пойдёт. Вы работаете художественно и со вкусом. Про эскиз: очень хорошо, цельность впечатления, сильное настроение, а всё-таки вы, знаете что, напишите новый эскиз на эту же тему». Даёт несколько указаний. (Полосу заката шире, землю темнее, войско чернее, курган ниже). «Только не вздумайте на этом же переправлять. Может быть, оно гораздо хуже выйдет. Если хотите, новый напишите, хоть маленький, чтобы посмотреть, как оно будет; лучше ли? А то эта вещь у вас сработана, продумана, вы видно, руководствовались одной фантазией, когда писали её; а теперь, если одно место тронете – пройдёт цельность впечатления».
Что же изображено на картине?
Сюжетной основой картины стала былина ««Отчего перевелись богатыри на Святой Руси», записанная русским поэтом Л. А. Меем в Сибири в 1840 году и впервые опубликованная в журнале «Сын отечества» (№ 17 от 29 июля 1856 года) под заголовком «Предание. Отчего перевелись витязи на святой Руси. Сибирская сказка». В 1862 году она была перепечатана в П. А. Бессоновым в четвёртом выпуске «Песен» П. В. Киреевского. Былина повествует о том, как как семеро богатырей выехали в чисто поле на Софат-реку, где вступили в бой и победили силу татарскую, но похвалились и помянули «силу нездешнюю» (что было «словом неразумным»), которая и одолела их. Заканчивается былина окаменением богатырей.
Картина делится на два смысловых и визуальных блока: светлое небо и темная земля. Это архетипический образ борьбы света и тьмы, неба и земли, верхнего и нижнего миров. Об этом много размышляли участники художественной жизни Петербурга конца XIX века, в том числе Николай Рерих. Автор и зритель картины находятся как бы «вне» сражения, наблюдают его с «горней» точки зрения: земля и богатыри погружаются во мрак, но мы видим свет.
В своей картине Николай Рерих изображает семь богатырей. Можно предположить, что центральная фигура — богатырь на коне — это Илья Муромец. Добрыня Никитич, вероятно, представлен окаменевшим на первом плане. Об этом свидетельствует находящийся здесь легендарный меч-кладенец, который в былинах часто принадлежит именно этому богатырю. Алеша Попович, как персонаж, который первым начал хвастаться перед небесным воинством, возможно, представлен как богатырь, убегающий и закрывающий голову руками. Это классическая иконографическая интерпретация сюжета о том, как Архангел Михаил изгоняет Адама из рая. Оставшиеся богатыри не очень широко известны, и об их образах в картине нет определенных предположений.
Рерих впервые разрабатывает тему «небесной битвы» и, скорее всего, находится под влиянием Архипа Куинджи. «От самых ранних лет небесное зодчество давало одну из самых больших радостей. Среди первых детских воспоминаний, прежде всего, вырастают прекрасные узорные облака. Вечное движение, щедрые перестроения, мощное творчество надолго привязали глаза ввысь. Чудные животные, богатыри, сражающиеся с драконами, белые кони с волнистыми гривами, ладьи с цветными золочеными парусами, заманчивые призрачные горы – чего только не было в этих бесконечно богатых, неисчерпаемых картинах небесных», - писал он в своем эссе.
Яркое сияние закатного неба, световые лучи, жест богатыря, прикрывающего голову руками, — все это позволяет предположить, что «нездешняя сила», с которой бьются воины, приходит с неба. Так Рерих подчеркивает противостояние материальной земной силы богатырей и духовного огненного небесного начала.
Описанное в тексте былины, по сюжету которой написана картина, явление небесного воинства не представлено реальными фигурами. Визуально действие небесных сил проявлено лишь в световых лучах-стрелках, падающих на головы богатырей, световых лучах, написанных тем же цветом, что и яркий закатный левый угол полотна.
К 150-летнему юбилею художника картина была отреставрирована специалистами Международного центра реставрации в Рождествено. При визуальном осмотре и изучении поверхности художник-реставратор Светлана Владимировна Таратынова подтвердила, что картина подвергалась реставрации около 50 лет назад и была дублирована на новый холст. Важным этапом научной реставрации 2024 года стало комплексное технико-технологическое исследование физико-оптическими и микрохимическими методами. Были выполнены фотофиксация и исследование в свете видимой люминесценции и инфракрасной рефлектографии. По выполненным снимкам специалисты Отдела Технико-технологических исследований Государственного Русского музея (зав. Отделом ТТИ ГРМ — Сирро Сергей Владимирович и инженер-исследователь ТТИ ГРМ — Торопов Вячеслав Юрьевич) сравнили сохранившиеся остатки надписи на нижних углах произведения с образцами подписей Н. К. Рериха в разные периоды его творчества и подтвердили авторство художника. Дополнительно были отобраны пробы для выполнения анализа микрохимическим способом (анализ был выполнен и интерпретирован химиком-аналитиком ГРМ — Журавлевой Анастасией Ивановной). Полученная информация подтвердила, что краски, использованные при написании произведения соответствуют времени создания, а наличие синтетического компонента в структуре красочного слоя указывает на проводившуюся ранее реставрацию (до поступления в МЦР ЛО). Реставратору понадобилось снять картину с подрамника, «раздублировать», осторожно разъединив два холста и зачистить тыльную сторону оригинальной живописи от старого клея и загрязнений. Сложным этапом реставрации стало «дублирование» или наклеивание на специальный холст оригинального полотна и дальнейшее длительное «отпрессовывание» с постоянным мониторингом состояния. После такого мероприятия работа продолжилась с лицевой стороной произведения. Неоднородный авторский красочный слой, множественные следы предыдущей реставрации и загрязнения добавили сложности для достижения экспозиционного вида произведения. Поэтому, чтобы визуально отделить авторскую живопись от поздних наслоений работа велась под микроскопом.
Выставка подготовлена старшим научным сотрудником научного отдела ГБУК ЛО «Музейное агентство» Сергеем Шитовым и заместителем директора по научной работе Анной Рапопорт.