Найти тему
Музейное агентство

Прорисовки и предметы. Археологическая коллекция Н.К.Рериха

Виртуальная выставка, подготовленная ГБУК ЛО «Музейное агентство» совместно с Институтом истории материальной культуры РАН, открывает цикл мероприятий, приуроченных к 150-летия со дня рождения Николая Константиновича Рериха. Она рассказывает о малоизвестной стороне науки о древностях – «художественной археологии», точном воспроизведении предметов материальной культуры. Главная цель выставки – показать этапы становления отечественной изобразительной археологии, от работ А. Н. Оленина и Ф. Г. Солнцева до Н. К. Рериха и его современников. Автор выставки – Алексей Сергеевич Волков, старший научный сотрудник научного отдела ГБУК ЛО «Музейное агентство».

Каждый предмет, обнаруженный при раскопках, необходимо изучить, затем сохранить и показать людям, чтобы они могли узнать о прошлом своей земли. Для этого важно дать всю возможную информацию о каждом предмете. Этой цели, наравне с фотографией и описанием, служат зарисовки находки, которые позволяют отразить орнамент, форму, повреждения и многое другое.

А. Н. Оленин и «рязанский клад»

А. Н. Оленин. Из фондов музея-усадьбы «Приютино»
А. Н. Оленин. Из фондов музея-усадьбы «Приютино»
Оленин А.Н. Оленин А.Н. Рязанские русские древности, или известие о старинных и богатых великокняжеских или царских убранствах, найденных в 1822 году близ села Старая Рязань. 1831 г. Из фондов музея-усадьбы «Приютино»
Оленин А.Н. Оленин А.Н. Рязанские русские древности, или известие о старинных и богатых великокняжеских или царских убранствах, найденных в 1822 году близ села Старая Рязань. 1831 г. Из фондов музея-усадьбы «Приютино»

Алексей Николаевич Оленин - действительный тайный советник, президент Императорской Академии художеств, директор Императорской Публичной библиотеки - считается отцом отечественной «художественной археологии».

В 1822 году крестьяне помещика Шестакова из села Старая Рязань Устин Ефимов и Яков Петров при ремонте дороги обнаружили кожаную суму с драгоценностями, всего 45 предметов. О найденных предметах было доложено императору Александру I, по указу которого клад был перевезён на хранение в Эрмитаж. Первые исследования Рязанского клада были проведены историком и археографом К.Ф. Калайдовичем на средства графа Н.П. Румянцева при поддержке главы Московского архива коллегии иностранных дел А.Ф. Малиновского. Рисунки старорязанских древностей сделал художник К.Я. Соколов, а гравировал А. Афанасьев. Однако работа К.Ф. Калайдовича не соответствовала видению Александра I и не получила разрешения к публикации.

В 1824 году Александр I поручил научное изучение старорязанского клада А.Н. Оленину, чтобы он приложил все свои знания и старания для "разрешения буде возможно" следующих вопросов: «К чему сии убранства могли служить?» и «Кому оные принадлежали?»

Новая книга, посвященная уникальной находке первой четверти XIX века, по замыслу Алексея Николаевича Оленина, состояла из двух частей: научного исследования клада, включающего историю его создания, историю находки, состав клада и подробное описание пяти литографированных таблиц-рисунков, представленных в виде отдельного альбома — подробное словесное описание клада дополнялось детальным воспроизведением всех предметов.

В силу занятости А.Н. Оленина изучение клада затянулось на долгие годы и закончилось после смерти императора. Итоги своих исследований Оленин изложил в самой крупной своей историко-археологической работе "Рязанские русские древности, или Известие о старинных и богатых великокняжеских или царских убранствах, найденных в 1822 году близ села Старая Рязань" (Спб, 1831 год). Труд посвящался "памяти вечно-достойной славы Императора Александра I".

А.Н.Оленин – коллекционер и просветитель

Иванов И. А., Оленин А. Н. Композиция на тему трагедии В.А. Озерова «Эдип в Афинах»
Из фондов музея-усадьбы «Приютино»
Иванов И. А., Оленин А. Н. Композиция на тему трагедии В.А. Озерова «Эдип в Афинах» Из фондов музея-усадьбы «Приютино»
Неизвестный гравер  Разрез пирамиды Кая Цестия. Античные вазы. Избранные произведения античной живописи, заимствованные из сочинения графа де Кейлюса. Из фондов музея-усадьбы «Приютино»
Неизвестный гравер Разрез пирамиды Кая Цестия. Античные вазы. Избранные произведения античной живописи, заимствованные из сочинения графа де Кейлюса. Из фондов музея-усадьбы «Приютино»
Шоффар (Choffard) Д.П.  Античные гробницы, между Казертой и Капуей. 
Иванов И. А., Оленин А. Н. Из фондов музея-усадьбы «Приютино»
Шоффар (Choffard) Д.П. Античные гробницы, между Казертой и Капуей. Иванов И. А., Оленин А. Н. Из фондов музея-усадьбы «Приютино»

Научные интересы А. Н. Оленина сочетались с его страстью к коллекционированию. В его коллекцию вошли книги по истории, археологии, художественной истории, географии, изобразительному искусству. Большинство изданий позднее поступило в собрание Императорской Публичной библиотеки (сегодня Российская национальная библиотека). В фондах библиотеки находится итальянское издание фрагментов Гомера, Баязетская библиотека и многое другое.

Став президентом Академии художеств, А. Н. Оленин поднял вопрос о роли истории и археологии в формировании взглядов и вкусов художников и о роли художеств в сохранении и изучении исторического наследия.

Чтобы повысить эффективность преподавания, он стремился отыскивать новые памятники древности, вводить их в научный и художественный оборот. Каждый новый памятник он брал на заметку, предлагал для дальнейшей научной работы и художественного осмысления.

Обосновывая важность археологии и истории для художника, А. Н. Оленин составляет «Полный живописный курс археологии и этнографии для художников», говоря о том, что без понимания сути «художественной археологии» не представляется возможным детальное изучение прошлого российского государства. Отправляя выпускников Академии художеств в поездки в Китай, Палестину, Константинополь, он просил обращать внимание на исторические места, на древнюю архитектуру, нравы, обычаи и одежду жителей и все это зарисовывать.

Ф. Г. Солнцев и археологическая иллюстрация

Ф. Г. Солнцев. Из открытых источников
Ф. Г. Солнцев. Из открытых источников
Солнцев Ф. Г. Рисунок рязанских русских древностей. Из фондов музея-усадьбы «Приютино»
Солнцев Ф. Г. Рисунок рязанских русских древностей. Из фондов музея-усадьбы «Приютино»
Археологические труды А.Н. Оленина,  т.2. САНКТПЕТЕРБУРГ. 1882 г.
Из фондов музея-усадьбы «Приютино»
Археологические труды А.Н. Оленина, т.2. САНКТПЕТЕРБУРГ. 1882 г. Из фондов музея-усадьбы «Приютино»

Фёдор Григорьевич Солнцев - ученик и коллега А. Н. Оленина, главный иллюстратор археологических работ середины XIX века, участник практически всех исторических проектов Николая I.

Выходец из крестьянской семьи, Ф. Г. Солнцев с детства проявлял интерес к рисованию. Его отец, кассир при императорских театрах, смог устроить сына в Императорскую академию художеств. А. Н. Оленин обратил внимание на Ф. Г. Солнцева после того, как тот создал картину «Крестьянское семейство». Оленин решил сделать художника иллюстратором своих ученых сочинений по русской археологии. Для начала Оленин поручил нарисовать «рязанские древности», найденные в 1822 г.

Объемные предметы художник часто давал в нескольких проекциях, воспроизводил отдельные фрагменты и детали, а также делал по несколько эскизных и итоговых рисунков. По одной из версий, Солнцев рисовал так похоже, что профессор Академии М.Н. Воробьев, заметив в кабинете Оленина, на столе рисунок одной из золотых блях, принял ее за настоящую и хотел сдвинуть рукою, но это оказался рисунок Солнцева.

Исполняя поручения Оленина, Солнцев часто бывал в усадьбе четы Олениных в Приютино, сделался своим человеком в его доме, где познакомился с И. А. Крыловым, К. П. Брюлловым, А. С. Пушкиным, Н. И. Гнедичем, В. А. Жуковским.

После «Рязанских древностей» Оленин поручил Солнцеву зарисовать древности Керчи и Фанагории. Убедившись в мастерстве ученика, Оленин назначил его своим помощником в написании «Древностей Российского государства».

В мае 1830 г. А. Н. Оленин отправил Ф.Г. Солнцева в командировку по городам России. Он побывал в Москве, Владимире, Суздале, работал в Троице-Сергиевой лавре, Твери, Новгороде, Пскове, Ладоге, Ярославле, Костроме, Киеве и других городах, зарисовывая старинную одежду, оружие, церковную и царскую утварь и прочие предметы, относящиеся к истории, археологии и этнографии Российского государства.

А. Н. Оленин, на примере работы Солнцева, прорабатывал методологию поиска и фиксации археологических памятников, исправлял неточности в существующей системе изучения и фиксации древностей, разрабатывал более совершенный метод их художественного анализа и научной критики при решении главной научной задачи установление точной датировки предмета, их предназначения, фиксации их состояние на момент изучения и художественной отрисовки.

В декабре 1841 г А.Н. Оленин подал на стол Николаю I доклад «О проекте издания под названием “Древности российские”»

Работа была закончена Ф. Г. Солнцевым к 1853 году, уже после смерти А. Н. Оленина. Это уникальное собрание рисунков старинных памятников археологии, быта, архитектуры, произведений искусства, точно передающих их внешний вид. К изображениям подобраны исторические и литературные сведения, собранные из летописей.

Н. К. Рерих - археолог

Н. К. Рерих.  Из фондов Музея-усадьбы Н. К. Рериха.
Н. К. Рерих. Из фондов Музея-усадьбы Н. К. Рериха.
Рерих Н. К. Дерево на кургане. Из архивов ИИМК РАН.
Рерих Н. К. Дерево на кургане. Из архивов ИИМК РАН.
Спицын А. А., Рерих Н. К.  Курганы С. - Петербургской губернии в раскопках Л.К. Ивановского. Императорская археологическая комиссия. Из фондов Музея-усадьбы Н. К. Рериха
Спицын А. А., Рерих Н. К. Курганы С. - Петербургской губернии в раскопках Л.К. Ивановского. Императорская археологическая комиссия. Из фондов Музея-усадьбы Н. К. Рериха
Лист из отчета Н.К. Рериха с планами и рисунками погребений Изварского могильника
Из архивов ИИМК РАН.
Лист из отчета Н.К. Рериха с планами и рисунками погребений Изварского могильника Из архивов ИИМК РАН.

История Древней Руси с детства привлекала Николая Рериха. Рано научившись читать, Н. К. Рерих много времени проводил в библиотеке отца, изучая книги о древних славянах, о происхождении Русского государства. Поступив в гимназию К. И. Мая, Н. К. Рерих углубляет свои знания по истории на уроках А.Л. Липовского. Эти уроки, наряду с чтением былин и летописей, навсегда остались в памяти Рериха и нашли отражение в его картинах и научных трудах.

В 1883 году раскопки рядом с имением семьи Рерихов в Изваре проводил известный петербургский археолог Лев Ивановский. Он исследовал курганы близ соседних деревень Заполье, Грызово, Ославье, Чёрная, Калитино, Рабитицы, Волосово. Отец художника К.Ф. Рерих, друживший с историками Н.И. Костомаровым, К.Д. Кавелиным и другими представителями столичной науки, разрешил сыну посмотреть на работу Л. К. Ивановского. Заметив живой интерес мальчика к истории и археологии, Ивановский стал давать Рериху первые уроки археологии. Под его руководством девятилетний Николай начал раскапывать древние курганы, «вживую» проникаясь ощущением древнего мира. Первые находки Н. К. Рерих отдал в гимназию К. И. Мая. В дальнейшем каждое лето он проводил поиски древностей в окрестностях усадьбы «Извара».

В гимназии Мая юный Рерих познакомился с А. А. Спицыным – археологом, специалистом по средневековой эпиграфике (науке о надписях на твёрдых поверхностях), коллегой Л. К. Ивановского. Спицын занимался изучением, систематизацией древностей России, изучал скифо-сарматские, волжско-камские, славянские древности. Одним из первых в России он применил передовые методы изучения древностей, в частности, сравнительно-типологический и картографический, с его помощью датировал многие важнейшие археологические памятники.

Именно Спицын познакомил Рериха с правилами ведения полевой документации и открыл ему доступ во внутренние хранилища археологических коллекций. 25 мая 1894 г. по представлению Спицына Рерих получил свой первый Открытый лист на раскопки в пределах Изварской казённой дачи Царскосельского лесничества. В дальнейшем при участии Спицына Рерих получал подобные Открытые листы на раскопки по несколько раз в год. Рерих и Спицын встречались почти каждую неделю, вели деловую переписку. Спицын стал одним из главных наставников Рериха в археологии.

Археология стала страстью Рериха на всю жизнь. Ижорское плато, на территории которого стояла семейная усадьба Рерихов, уникально своей удивительно плодородной почвой. Земля привлекала людей с древних времен, и тут рядом жили славяне и финно-угорские племена, работали бок о бок, плечом к плечу защищались от врагов.

Первое официальное разрешение Императорской археологической комиссии на проведение раскопок Николай Рерих получил в 1894 году. Раскопки он проводил на Плитной Горке и у Серебряного ручья на земле Изварской казенной дачи Царскосельского лесничества.

Помня, что в старинных сказках, переданных Рериху местными жителями, говорилось о древнем холме, на котором стоял старинный дуб, у которого собирались старейшины и обсуждали важнейшие вопросы своих племен, Рерих сделал несколько раскопов и обнаружил на глубине большое количество золы и углей, а также различные предметы, датированные им как предметы X-XI веков. К сожалению, эти находки были потеряны и до нас дошли только зарисовки с места раскопок.

В 1894 году А. А. Спицын и Н. К. Рерих приступили к подготовке к изданию коллекции, собранной Л.К. Ивановским. Получив в Императорской археологической комиссии специальное разрешение, Открытый лист, Рерих исследовал курганы в тех же местах, где когда-то работал Ивановский, и сообщил много деталей и подробностей, упущенных своим предшественником. Рерих тщательно исследовал курганные насыпи и отражал их конструктивные особенности в цветных рисунках, сочетающих техники живописца и взгляд ученого. В результате, в 1896 году вышел из печати археологический каталог «Курганы Санкт-Петербургской губернии в раскопках Л. К. Ивановского», проиллюстрированный Н. К. Рерихом.

Раскопки Рериха на территории Санкт-Петербургской губернии

Из архивов Института истории материальной культуры
Из архивов Института истории материальной культуры
Рерих Н. К. План погребения. Из архивов Института истории материальной культуры.
Рерих Н. К. План погребения. Из архивов Института истории материальной культуры.
Рерих Н.К. За морями земли великие. 1915. Репродукция. Из фондов Музея-усадьбы Н. К. Рериха.
Рерих Н.К. За морями земли великие. 1915. Репродукция. Из фондов Музея-усадьбы Н. К. Рериха.

С 1896 года Н. К. Рерих тесно сотрудничал с Императорской Археологической комиссией (ИАК). В мае 1896 г. он получил от ИАК разрешение на археологические раскопки на территории Губаницкой волости. Рерих проводил исследования древнерусских курганов в д. Горье, Сумино, Будино, Роговицы, Волосово, Лисино и многих других. В общей сложности, к 1899 году на территории Санкт-Петербургской губернии Н. К. Рерихом было обследовано более 150 ранее неизвестных курганов.

Благодаря художественным навыкам Н. К. Рерих разработал ряд новых методов археологической фиксации. Он первым начал выполнять цветную зарисовку расположения стратиграфии, начал создавать глиняные модели раскопов. Рериховские модели курганов были высоко оценены на заседаниях ИАК и поступили в Императорский Российский исторический музей в Москве. Такая регистрация раскапываемых насыпей и в наши дни является уникальной.

В 1898-1899 годах Рерих в качестве внештатного преподавателя прочитал в Археологическом институте курс лекций по предмету «Художественная техника в применении к археологии». В вводной лекции он говорил о проблеме отношения искусства к археологии, затем обращался к истории и на примере Леонардо да Винчи и Микеланджело обосновывал возможность успешного сочетания различных областей познания в науке.

Рерих указывал на возможность расширения тематики исторического жанра, на необходимость создания картин жизни родины в далекие времена, призывал художников к углубленному изучению нового материала, ставшего достоянием науки.

Одной из основных тем его лекций стало утверждение о необходимости соблюдения художником исторической подлинности, четкости перенесения старинных предметов на полотно. Он поднимал вопрос необходимости познания художником истории, для более полного понимания собственной работы. По его мнению, художники окажут неоценимую помощь науке, так могут воссоздавать общие картины жизни прошлого, чего не сделает археолог, ограничивающийся изучением отдельных деталей.

Научное наследие Н.К. Рериха пытались осмыслить еще при его жизни. С. П. Яремич отмечал, что из всех русских художников, стремившихся к разгадке древнего мифа, только у одного Рериха находим полное освещение предмета, только в его произведениях иллюзия достигает предельной силы и полна непререкаемой убедительности. Археологи А. П. Окладников, Е. А. Рябинин отмечали тот факт, что в историю археологии прочно вошли полевые работы Н.К. Рериха по исследованию новгородских древностей, раскопки «жальников» и курганов. Его в равной мере интересовали древнерусские памятники и финно-угорские древности. На уровне археологической техники того времени его раскопки представляли передовое достижение. Систематизация раскопов, детальная фиксация находок после Рериха стали обязательным требованием современной археологии. Археологическая деятельность Н. К. Рериха позволила сформировать комплекс новых методов фиксации исторических памятников, разработать систему каталогизации находок, а современные археологи продолжают работу Н. К. Рериха и сегодня.

Археология Извары сегодня

Первый в России государственный музей художника, путешественника, археолога и миротворца Николая Рериха был открыт в 1984 г. в усадьбе Извара, где прошли его детство и юность. Музей организует археологические исследования с 1990 г. Первую экспедицию, организованную музеем с привлечением волонтеров, возглавила Н.И. Платонова (ИИМК РАН). В могильнике Озера в 1990–1991 гг. под ее руководством были исследованы четыре кургана XII–XIV вв. Эти находки стали первым поступлением в археологическую коллекцию музея. В 1993 г. экспедицией С.В. Чернова были проведены раскопки фундамента беседки в парке Извары. В 2002–2004 гг. под руководством В.И. Кильдюшевского и А.В. Семенова были исследованы части усадебного дома датированные первой половиной XVIII в. Археологические работы, связанные с выявлением утраченных сооружений усадебного комплекса, проводились в Изваре и в дальнейшем, в 2005–2008 гг.

С 2009 г. на базе музея начала работу Ижорско-Лужская археологическая экспедиция под руководством А.В. Семенова и И. В. Стасюка. Было исследовано городище Городок на р. Лемовже, могильники Ратчино и Удосолово, найден ряд новых средневековых памятников. В сотрудничестве с Лабораторией археологии, исторической социологии и культурного наследия им. проф. Г.С. Лебедева были проведены раскопки средневекового могильника Пиллово. Коллекции находок пополнили фонд музея.

Как результат многолетней работы в 2017 г. в музее-усадьбе Н. К. Рериха была открыта постоянная экспозиция «Древняя и средневековая история Ижорского плато», охватывающая временной период от каменного века до Смутного Времени.

Раскопки древнерусского кургана  археологической экспедицией Музея Н.К. Рериха в Изваре.
Из фондов Музея-усадьбы Н. К. Рериха.
Раскопки древнерусского кургана археологической экспедицией Музея Н.К. Рериха в Изваре. Из фондов Музея-усадьбы Н. К. Рериха.