1. Я посмотрел на ребенка и понял. Что он мчится где-то далеко-далеко. Понял по учащенному дыханию и сжатым кулачкам, вцепившимся в горячку, уносящую его от нас галопом, по упрямо закрытым глазам, не желающим не на что смотреть. Все вокруг старались залучить его обратно и приручить, как приручают дикого лесного зверька. Ему подставляли чашку с молоком, затаив дыхание, ждали: вдруг вкусный запах остановит его, ему захочется молока и он напьется. Тогда можно будет заговорить с ним, как заговаривают с ланью, лизнувшей ладонь (Ц. гл.6/33-34).
С какой психологической точностью, художественной наблюдательностью описывает Сент-Экзюпери состояние больного ребенка, какие образы находит для создания момента тревожного ожидания….
2. Вот твой друг, ты повстречал его, а у него болен ребенок, и тяжесть его болезни он повсюду носит с собой. Малыш далеко. Отец не держит горячей ручки, не слышит плача, жизнь его течет привычной чередой. Но я вижу, как придавила его тяжкая забота о малыше, который живет в его сердце (Ц. гл.11/51).
О опять тонкая наблюдательность и облеченное в эмоциональные слова сопереживание боли своему другу….
3. Я не отворачиваюсь от великих целей, но не хочу, чтобы плакала и малышка. Только тогда мир будет в порядке. Маленькая девочка - тоже крупица Вселенной (Ц. гл.14/62-63).
Почти по Достоевскому. Кстати, среди его любимых книг он упоминает и произведения Федора Михайловича.
4. Скудная, жалкая радость сродни калечеству. Сродни чесотке: кожа зудит, и ее с наслаждением расчесывают. Нежность и ласка совсем другое, они – кров, они - надежность убежища. Я ласкаю малыша, и он знает, что он под защитой. Мой поцелуй на бархатистой щечке - знак, что его оберегают (Ц. гл.60/166). Вот оно – проявление детскости на восприятие мира и формирование поведения: «Я ласкаю малыша, и он знает, что он под защитой. Мой поцелуй на бархатистой щечке - знак, что его оберегают».
5. Глядя со стороны, как самозабвенно играют другие дети, огорченный ребенок требует, чтобы и его научили правилам игры, он тоже хочет играть, а значит, жить (Ц. гл.83/218-219). Игра – это жизнь, ребенок приобретает мельчайшие крупинки жизненного опыта через игру. Как жаль, если ребенок лишен этой возможности…. Не из таких ли детей вырастают маргиналы?
6. Правила детских игр тоже принуждение. Но детям нравится подчиняться им (Ц. гл.107/259). Нами тоже управляет, большей частью принуждение – не прямое, но косвенное или скрытое принуждение. Как правило мы его редко замечаем и считаем личным волеизлиянием или решением (поступком).
7. Ты увидишь стариков, они затаили дыхание и смотрят на детей, приготовив сердце к великому таинству. Вот сейчас в детских глазах промелькнет что-то неуловимое, драгоценное. Целый год ты творил ожидаемое сокровище рассказами, таинственными намеками, туманными посулами и безграничной любовью к малышу. Сейчас ты снимешь с елки смешную деревянную игрушку и, согласно издревле установленному обычаю, протянешь ее ребенку. Вот он, этот миг. Все затаили дыхание, малыш сидит у тебя на коленях, дремотно моргает, его только что вытащили из теплой постельки, ты вдыхаешь сладкий запах сонного ребенка, и, когда он тебя целует, ты чувствуешь: жаждущее сердце наконец напилось из родника. (Горе детям, их обокрали, если никто не нуждается в роднике, что таится в них без их ведома, роднике, к которому приникают постаревшим сердцем, чтобы омолодится.) Но сейчас не до поцелуев.
Малыш смотрит на елку, ты смотришь на малыша. Сейчас ты сорвешь редкостный цветок, расцветающий единственный раз в году посреди снежных сугробов, - цветок восторженного изумления.
Как ты счастлив, глядя на потемневшие глаза ребенка. Он погрузился в созерцание своего сокровища, получив свое сокровище в руки, он засветился и похож на морской анемон. Если ты отпустишь его, он убежит. И догнать его нет никакой надежды. Не говори с ним, он тебя не услышит.
Его потемневшие глаза, чуть-чуть потемневшие, будто на луг набежала тень тучки,- не говори мне, что они ничего не значат. Даже если это единственное твое воздаяние за прожитый год, за твою тяжелую работу, за потерянную на войне ногу, бессонные ночи, обиды и страдания- все возмещено тебе сполна, и ты счастлив. Ты в выигрыше, ты выгодно поменялся (Ц. гл.122/299-300). Чудесный рассказ-притча! Читается с наслаждением и упоением. Наслаждаешься слогом и стилем, как прекрасной музыкой! Прочитайте и вновь перечитайте…. И вы по-другому глянете на своих детей-внуков и на других детей тоже….
8. … будто подарил ребенку коробку с мозаикой; не умея играть в нее, он с интересом прислушивается, как она громыхает. А ты показываешь ему, как цветные шарики складываются в одну картинку, в другую, говоришь, что картинок может быть великое множество, он задумывается, замолкает. Он забился в уголок, наморщил лоб, в нем рождается человек (Ц. гл.149/350). Как неназойливо и с любовью и нежностью мог он увлечь ребенка игрой и наблюдая за его перевоплощением: Он забился в уголок, наморщил лоб, в нем рождается человек.
Так оно и есть, и я вижу, как люди, стоит у них родиться ребенку, учат его разбираться в употреблении слов, как учили бы тайному шифру - ключу ко всем его сокровищам. Желая передать ему дорогостоящее наследство, они кропотливо торят в нем дороги, по которым станет возможным доставить ему драгоценный груз. Ибо нелегко собрать воедино и поименовать эту весомую, но незримую жатву, которую одно поколение должно передать другому (Ц. гл.153/358-359).
Невольно вспоминается фраза Иосифа Виссарионовича Сталина: «Пенсия – это зарплата за воспитание внуков и за сохранение преемственности поколений». А мы ведь прервали очень важную нить, связывающую одно поколение с другим – преемственность поколений. А Великий Правитель даже в этом усмотрел глубинный смысл…. А мы его отвергли еще в проклятые 90-е годы. Запоздало пытаемся связать обрывки нити, да как-то грубо, неумело и неуклюже. Но, хоть пытаемся….
10. Ведь для того, чтобы твои наследники наслаждались игрой на скрипке, нужно обучить их музыкальному искусству, и, точно также, для того, чтобы они стали людьми, нужно дать им возможность узнать человеческие чувства, научить их видеть за дробностью мира единую картину - облик дома, владения, царства (Ц. гл.153/359). Это то же самое, о чем шла речь в предыдущей фразе.
11. Вот почему я требую, чтобы ты растил детей похожими на себя. Никакому наставнику не передать им твоего наследства, его нет в учебниках. Любой научит твоего ребенка тому, что ты знаешь, передав ему твой небольшой запас разноречивых идей, но, если отделить его от тебя, он лишится того, чего не найдешь в учебниках и не выразишь в слове. Расти их подобными себе из опасения, как бы жизнь для них не стала безрадостным постоем на земле, где гниют сокровища, от которых у них потерян ключ (Ц. гл.153/361).
Ох, не зря Вождь назначил нам зарплату-пенсию за воспитание внуков и за сохранение преемственности поколений. Ох, не зря!
12. Скрипка без скрипача, счастливая возможностью издавать звуки. Я видел: рад ребенок, трогая струны и удивляясь своим пальцам (Ц. гл.179/417). Опять – тонкое и трогательное наблюдение! И поразительно эмоциональное!
13. Ребенок для них вещь, они не ощущают, что он совершенствуется (он - путь к Господу, и поставить предел этому пути невозможно). А им хотелось бы малыша навек сохранить малышом, будто в нем скоплено про запас детство. Я, повстречавшись с ребенком, вижу, как силится он улыбнуться, краснеет, как хочется ему убежать. Я, знаю, что пробивается в нем. И кладу ему руку на лоб, словно бы умиротворяя волнение моря (Ц.гл.186/431). Какой замечательный отец не состоялся в Сент-Экзюпери! Сколько замечательных маленьких принцев и принцесс могло вылететь из-под его крыла. Но, не случилось. Как в никулинском анекдоте о двух поездах выехавших навстречу друг другу по однопутке и не столкнувшимся, – Не судьба! И я с горечью произношу – не судьба!
14. Так готовишь ты свою дочь, сперва ты растил ее, учил, журил за пристрастие к безделушкам, но пришел час отдать ее супругу, и ради того, чтобы в этот час она была прекраснее всех, ты разоряешься для нее на льняную ткань и золотые браслеты, потому что отправляешь свой корабль в море (Ц. гл.199/468-469). Я счастливый отец, обладатель трех замечательных дочерей, трижды счастлив окруженный любознательностью, нежным вниманием и трогательной заботой наших внучек. Эта фраза имеет непосредственное отношение ко мне???
Любимая жена, с которой мы прожили 50 лет, подарила мне трех прекрасных, - и душой и телом, дочерей. У нас, среди мусульман, бытует поговорка, якобы из хадисов пророка Мухаммеда: «Мусульманину, родившему и воспитавшему трех дочерей – прямая дорога в рай».
Не знаю, так ли это, вскорости узнаю, но не знаю, как я доведу полученную информацию до живых – сотовая связь с тем миром пока не установлена….
Да, нелегка дорога в рай «родившему и воспитавшему трех дочерей….».
И низкий поклон и благодарная память Сент-Экзюпери за то, что он воплотил в слова мысли, переживания, сомнения отцов дочерей – ведь все мы переживаем за судьбу и будущее своих детей, дочерей в особенности.
В голове всегда метель мыслей, они вращаются по кругу, и вновь и вновь перемалываешь то, что чуть ранее уже перемолол. Но после прочтения фразы Сент-Экзюпери все выстраивается в стройную систему: в мыслях ясность, внимательно всматриваешься в кандидатов на место зятьев, наблюдаешь за ними, делаешь выводы и одобряешь или предупреждаешь дочерей. Предупреждаешь…. На большее мы не имеем права – принуждение в таких делах исключается. Такова она – цена «беспрепятственной» дороги в рай….