В этой статье отвечаю на вопрос читательницы о детстве с СДВГ.
Большинство специалистов склоняется к тому, что СДВГ не развивается во взрослом возрасте, а приходит из детства. Мой опыт это подтверждает.
Здравствуйте, меня зовут Екатерина. В 35 лет мне диагностировали СДВГ.
В этой статье я постараюсь коснуться того, чем могу поделиться о своём детстве.
Ошибочный диагноз?
На первом году моей жизни в карте числилось: Д Ц П.
Случилось всё это от того, что при перемещении моей мамы из предродовой на родильный стол мне уже захотелось родиться. Платформа не разрешит многого здесь описать. Скажу только, что моя мама прошла через абсолютно бессонные ночи, мои судороги и прочие прелести. Патронажный врач сообщил, что ходить и говорить я, скорее всего, не буду.
И вот тогда мой папа стал ходить в церковь, а мама применять все знания, которые позволяло ей её фармацевтическое образование и опыт. Я стала ходить в 9 месяцев. Потом запись с диагнозом бесследно исчезла.
А вот молчала я до 3 лет, затем начала разговаривать предложениями.
Дошкольник с СДВГ
В детском саду я могла встать во время занятий и пойти заниматься своими делами, потому что было что-то неинтересно.
Папа работал в музыкальной школе. И лет с 5 там поселилась и я. Анализируя своё детство, думаю, что музыка серьёзно меня реабилитировала. Она всегда находилась рядом и была той терапевтической средой, которая позволяла мне социализироваться и поверить в себя.
Школьные годы с СДВГ
В школе и музыкальной школе было очень сложно с выполнением домашних заданий. Читала медленно, делала глупые ошибки. Мне так хотелось писать диктанты на 5, но это было недосягаемо. Классические симптомы - забывчивость, потеря вещей. Они сохраняются до сих пор и серьëзно мешают жить.
Чтение с листа в музыкальной школе давалось вообще катастрофически сложно.
В 3 классе обнаружилось, что я не могу этого делать и все почему-то решили, что я не знаю нот. Вообще, не представляю, что папа чувствовал. А я знала ноты, только очень медленно читала их.
Я могла делать домашки ну ооочень долго. В итоге, предпочитала их не делать, потому что слишком много это отрывало меня от жизни. Но во мне был очень силён страх отвержения. Я не могла скатиться до плохих отметок. Должна была быть хорошей девочкой. И стала много болеть. Не всегда правдиво. А мама, которая очень трепетно относилась к моему здоровью (ещё бы, через столько пришлось пройти), всегда оставляла меня дома.
Касаясь поведенческой части, могу сказать, что моя гиперактивность не всегда вылезала наружу. Чаще всего, она разрывала меня изнутри: мыслями, образами, невероятными историями и мечтами. Я часами могла фантазировать.
Приходила в школу за 2 часа до занятий (ну, если это во вторую смену) и либо пыталась доделать уроки на окошке, либо ходила кругами по большому пространству. Ведь дома было находиться невозможно скучно.
Всё время что-то теребила в руках. Чаще всего, заколку. Рисовала в тетрадях. В тетрадях вообще было очень неаккуратно. Страдала из-за того, что не могу вести тетради так, как одноклассницы.
Мне сложно давался уход за собой: одежда, причёска, ногти. Мозг как будто не понимал, зачем тратить время на всю эту ерунду. И это сохраняется до сих пор.
Импульсивность
В начальной школе я дралась с мальчишками, но мою импульсивность заглушил тот самый страх отвержения после какого-то случая, и внешне я успокоилась. Хотя внутри бушевали ураганы. Иногда они прорывались в игре с сестрами, в стремлении к адреналиновым поступкам.
Находясь на 5-м этаже бабушкиной квартиры, любила залезать на перила незастекленного балкона. Мою необычную привычку прервало то, что меня "застукала" мама. И она крайне эмоционально до меня донесла, что я не права))
Вырвались ураганы импульсивности, кстати, когда свои дети появились.
То есть моя психика очень умело прятала СДВГ внутрь чаще в идеомоторные реакции, боясь, что меня все отвергнут. Про что это? Про бесконечные сериалы и фантазии в голове. Говорят, это работает в плюс СДВГшнику, так как повышает креативность. Соглашусь. Кроме того, чтобы концентрироваться на том, что говорит собеседник, я создавала в голове фильмы про то, что он говорит. Если этого не делать, я всё время улетала при разговоре в свои мысли и не могла сконцентрироваться.
Вот пишу это и многое уже хочется стереть. Потому что очень личное. Но понимая, что мой рассказ может помочь кому-то принять особенности своих детей, а может и свои, продолжаю.
Увеличение количества задач
Особенно сложно стало с нарастанием учебной нагрузки. Мой мозг отказывался справляться с таким количеством задач. Отказывался делать домашки. В итоге, я присноровилась к себе. Стала спать вечером, а вставать в 4 утра и делать д/з. Таким образом я создавала себе адреналиновые ситуации ограниченности во времени. Так продолжалось и во время моей учёбы в мед.колледже. Такая стратегия мне позволила закончить школу и колледж с красным аттестатом и дипломом, соответственно.
Когда в детстве я поняла, что совершенно не могу в голове запомнить свой распорядок дня, то интуитивно начала вводить планирование. Я записывала в тетради дела с привязкой ко времени. Но долго это не продлилось.
Зависимости
Недостаток дофамина, по-видимому, и адреналинозависимость заставляли ввязываться в токсичные отношения в подростковом возрасте и уже ОТ НИХ входить в зависимость.
Кстати, проблема зависимостей стояла остро с самого детства. От просмотра телевизора, от еды, от отношений, от телефона (щелканье кнопками), компьютерных игр и многого другого.
Компенсация и декомпенсация СДВГ
Только сейчас поняла, насколько я благодарна своему интеллекту, который, в общем-то успешно компенсировал многие СДВГ-вещи. А музыкальная среда была реабилитационной. Помню, как часами могла танцевать и петь под Abba на массажной кровати моей мамы, выливая всё напряжение и импульсивность в музыку.
Страх отвержения делал меня внешне вполне социализированной и успешной девочкой. Но со временем всё-таки истощил психику.
СДВГ стал выходить из-под контроля с появлением бОльшего количества задач и ответственности. Тогда мой страх перестал быть удерживающим СДВГ компонентом, а только усугубил его симптомы. Таким образом, мой СДВГ, вполне компенсированный в детстве, ухудшился во взрослом возрасте, что вполне подтверждает научная база по этой теме.
На этом, наверное, я закончу, хоть были и другие проявления СДВГ в детстве. Но думаю, общая картина читателю ясна.
СДВГ у сына проявляется куда более яркими внешними вещами. Хотя он в школе до определенного момента тоже слыл примерным мальчиком (думаю, наследственный страх быть плохишом). И, признаться, я рада тому, что сейчас его проявления изливаются наружу. Потому что законсервированные внутри эмоции рано или поздно рванут и будет намного хуже. Это я знаю по себе.
Если получится, будьте внимательны к себе и близким.
Ваш поэт. Сегодня без капюшона и с бантиком)
Важно! Друзья, я рада всем, кто способен не обесценивать других и не оскорблять. Недружелюбные комменты я буду удалять. Мне важно оставаться в атмосфере мира и добра.