ЕГЭ позади, аттестат получен, до финиша проекта «школа» ребёнок добрался успешно. А что дальше? Некоторые дети смогли заранее определиться, куда они хотят поступать или хотя бы какому направлению посвятить будущее. Но если никаких конкретных планов нет? Как действовать, рассказывает Дарья Авсафовна Джафар-заде, научный сотрудник лаборатории инклюзивного образования ИСОП МГПУ, эксперт в области профориентации.
Из-за чего выпускник не может определиться с профессией?
Затруднения, сомнения и проблемы с профессиональным самоопределением связаны с пониманием ребёнком. своих, индивидуальных, личностных аспектов профессионального самоопределения.
Ключевое слово в ситуации сложности с определением профессии и профессионального образования выпускника — ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
Что влияет на самоопределение, что обуславливает, что решает? Какие факторы? Необходимо разобраться в этих главных факторах! У подростка, у выпускника, не определившегося с поступлением есть множество ресурсов, прав, возможностей, шансов и точно потенциала.
Главное — понимание ответов на основные вопросы.
- Что наиболее ценно для моего профессионального самоопределения? (например, хорошая зарплата в будущем, перспективы карьерного роста, свободный график, личностное развитие или развитие профессиональных компетенций, успех в деятельности и т.п.)
- В чём мои сильные стороны (например, лидерские качества, усидчивость, умение обходить конфликты, навыки в какой-то сфере деятельности, возможно определенные способности, личностные качества и т.д.)?
- Что может быть ресурсом?
- В чем есть возможности или какие- то препятствия, например по здоровью.
На каждый из этих вопросов нужно чётко ответить себе. Полученные ответы естественным образом спроектируют модель выбора.
На что ориентироваться?
- Мотивация: чего вы ждете от будущей профессии, от обучения.
- Ценности, смыслы и образ жизни. Выбирая, какой работой в будущем вы будете заниматься (а пока — на кого будете учиться), подумайте о самом главном: как вы хотите жить. Спросите себя, что для вас важно в карьере и личной жизни. Это может помочь определить, какой карьерный путь подходит именно вам.
- Определите профессии, в которых вы бы точно не хотели работать.
- Отметьте, какие способности у вас есть в качестве ресурса и сильной стороны для успешного овладения той или иной профессией.
- Чем вам нравится заниматься? Изучите свои интересы.
- Что вызывает положительный отклик? Подумайте о занятиях, которые делают вас радостными и могут сделать вашу жизнь счастливой через профессию.
- Чтобы решить, куда поступать, проведите небольшое исследование. Узнайте о интересных для вас и при этом актуальных, востребованных профессиях и о том, чего они требуют. Узнайте, какие личностные качества, компетенции для этих профессий ключевые, а значит, какие навыки и образование вам нужны для работы.
Составьте 4 варианта решений, сопоставьте плюсы и минусы каждого из них. Это придаст выбору осознанности.
Разобравшись с вышеперечисленным, ориентируйтесь на те ЕГЭ, которые вы сдали.
Сегодня мы рассказали только о минимуме, который необходим в экстренной ситуации, когда поступать нужно уже сейчас. Надеемся, он успокоит вас, поможет систематизировать мысли и определить базовые, наиболее рациональные личностно-профессиональные факторы.
Уважаемые выпускники, уважаемые родители! В путь! К решениям! Удачи!