Привет всем любителям космоса! На связи Dj Солнцева и новый выпуск дайджеста о событиях, открытиях и достижениях в космосе уже в эфире радио АСТРА-Х!
Прошедший месяц оказался очень богат на космические события. Расскажем о них подробнее прямо сейчас! Поехали!
2 июня китайский космический аппарат «Чанъэ-6» успешно приземлился на обратной стороне Луны. Он сел в районе, который называется бассейн Южный полюс — Эйткен. Два дня зонд собирал образцы грунта, а затем покинул естественный спутник Земли.
Процесс выведения космического аппарата контролировал спутник-ретранслятор «Цзюэцяо-2», который был запущен в апреле. Взлетный модуль перегрузил образцы на орбитальный аппарат, после чего «Чанъэ-6» отправился в сторону Земли.
25 июня модуль совершил посадку во Внутренней Монголии на севере Китая. Затем его доставили в Пекин на самолете. После открытия капсулы аппарата выяснилось, что «Чанъэ-6» собрал почти 2 килограмма образцов реголита с обратной стороны Луны. Это первая доставка грунта с обратной стороны нашего спутника в истории освоения космоса.
На церемонии в Пекине ценный материал передали китайским ученым для дальнейшего анализа и проведения исследований. Пробы грунта с обратной стороны Луны помогут человечеству получить больше данных об эволюции Луны, Земли и всей Солнечной системы.
5 июня командир отряда космонавтов Роскосмоса Олег Кононенко стал первым человеком в истории, чья общая продолжительность космических полетов превысила 1000 суток. В этот день Олег Дмитриевич отметил свой 60-летний юбилей.
15 сентября Кононенко отправился на Международную космическую станцию в составе 70-й длительной экспедиции. 4 февраля 2024 года он установил мировой рекорд по суммарной длительности космических полетов, побив достижение Геннадия Падалки. Эта экспедиция на МКС стала пятой для Кононенко.
В ходе экспедиции Олег Дмитриевич не только установил два рекорда по продолжительности полёта, но и отпраздновал свой юбилей. Суммарный налет Кононенко на момент завершения экспедиции на МКС составит 1110 суток.
5 июня с космодрома на мысе Канаверал стартовала ракета-носитель Atlas-5 с космическим кораблём Starliner компании Boeing. Это был дебютный полёт Starliner с экипажем. Корабль отправился к Международной космической станции (МКС) с третьей попытки.
Старт космического транспортного средства был запланирован на 7 мая, но его неоднократно переносили из-за технических проблем. Основной неисправностью стали многочисленные утечки гелия из двигательной системы. Несмотря на это, взлёт корабля всё же был разрешён. Однако неполадки преследовали корабль и после старта — уже в космосе были обнаружены ещё две утечки гелия. Из-за этого 6 июня Starliner не смог пристыковаться к МКС с первого раза. Стыковка состоялась на полтора часа позже запланированного времени.
Экипаж корабля состоит из двух астронавтов — Барри Уилмора и Суниты Уильямс. После стыковки корабля они перешли на станцию и в настоящее время находятся на её борту.
Изначально отделение Starliner от МКС планировали на 14 июня, затем его перенесли на 18-е число, а затем — на 26-е. На начало июля корабль всё ещё остаётся пристыкованным, а специалисты NASA и Boeing работают над моделированием различных сценариев возвращения корабля и астронавтов на Землю.
Ранее Starliner совершил два полёта на МКС, но без экипажа. Первый запуск завершился неудачей: из-за программной ошибки корабль израсходовал почти всё топливо, вышел на нерасчётную орбиту, не смог добраться до орбитальной станции и состыковаться с ней. Второй полёт прошёл более успешно: корабль достиг МКС, состыковался со станцией и благополучно вернулся на Землю.
6 июня компания SpaceX успешно запустила самую тяжёлую систему в истории — Starship/Super Heavy. Запуск состоялся с площадки OLP-1 на частном космодроме Starbase в Техасе.
Как и во время предыдущего пуска, система продемонстрировала горячее разделение двух ступеней. Спустя три минуты после старта Starship запустил двигатели, после чего корабль и ускоритель полетели в разных направлениях.
Носитель Super Heavy успешно приземлился на воду. В начале полёта были включены 12 из 13 двигателей, а на финальном отрезке работали три центральных двигателя Raptor. Ускоритель сел довольно точно — в заданной точке Мексиканского залива, в 65 километрах от места старта.
Вторая ступень — собственно Starship — вышла на расчётную траекторию полёта и выключила двигатели. Корабль пролетел над Атлантическим океаном и Южной Африкой. Примерно через 20 минут после старта пропал видеосигнал: отказали внешние камеры, хотя внутренние работали нормально. Через некоторое время видеосвязь удалось восстановить.
Примерно на 46-й минуте полёта космический корабль вошёл в атмосферу над Индийским океаном, совершил управляемый спуск, постепенно погасил скорость и осуществил приводнение с помощью двигателей.
При входе ракеты в атмосферу было хорошо видно, как над аппаратом формируется плазма. На высоте 55 километров при скорости 14 000 километров в час началось разрушение крыла, но корабль смог пройти плотные слои атмосферы и опуститься на воду.
Впервые корабль Starship выполнил успешный посадочный манёвр — переворот после возврата в атмосферу. Затем он включил три атмосферных двигателя Raptor и в вертикальном положении мягко сел на воду в 6 километрах от заданной точки Индийского океана. После этого корабль завалился на бок, и компания прекратила трансляцию с камеры корабля.
В SpaceX полёт был признан полностью успешным. Впервые Starship в рамках миссий серии IFT успешно выполнил как основные, так и дополнительные свои цели.
8 июня туристический суборбитальный самолёт VSS Unity проекта SpaceShipTwo компании Virgin Galactic совершил свой последний коммерческий полёт.
Самолёт взлетел с космодрома Америка в американском штате Нью-Мексико и отделился от самолёта-носителя Eve на высоте 13,5 км. Затем он продолжил свой путь в космос с помощью собственного двигателя. Миссия Galactic 07 достигла высоты 87,5 км, став седьмым коммерческим космическим полётом Virgin Galactic на Unity.
Космический самолёт успешно приземлился обратно на космодроме Америка через час после взлёта. В миссии Galactic 07 участвовали астронавт-исследователь Тува Атасевер и три частных пассажира: инженер SpaceX Энди Садхвани, глава строительной фирмы Ирвинг Пергамент и инвестменеджер Джорджио Маненти.
Ранее компания презентовала новый корабль Delta, который придёт на смену SpaceShipTwo. Delta предназначен для более частых полётов и расширения доступа к космосу. Его первый запуск запланирован на 2026 год. Virgin Galactic планирует построить как минимум два корабля для своего нового флота.
С 14 июня телескоп «Хаббл» работает только на одном гироскопе, хотя изначально их было три. Такое решение приняли в НАСА после того, как не смогли справиться с ремонтом.
Проблемы у «Хаббла» начались в конце мая, когда один из последних его работающих гироскопов, необходимых для определения ориентации, перестал отправлять на Землю правильную телеметрию.
В текущем «экстремальном» режиме работы телескоп всё ещё может функционировать, что подтвердил сделанный спустя несколько дней снимок галактики NGC 1546 в созвездии Золотая Рыба. На этом снимке хаотическая спиральная галактика с огромным активным ядром видна достаточно отчётливо.
Американское аэрокосмическое агентство по-прежнему надеется, что телескоп, находящийся на орбите с 1990 года, проработает как минимум до начала будущего десятилетия. Однако это будет невозможно, если сломается последний исправный гироскоп.
5 июня австрийский астрофотограф Михаэль Ягер опубликовал необычный снимок кометы Понса-Брукса. Он был сделан, когда Земля пересекала плоскость её орбиты, и комета наблюдалась с ребра. Помимо обычного хвоста, на фото можно увидеть так называемый антихвост.
Он возникает после прохождения кометой перигелия и направлен в сторону Солнца, а не от него. На фото Ягера само кометное ядро находится в центре. Хвост имеет сине-зелёный цвет, антихвост — жёлтый.
7 июня в авиакатастрофе погиб астронавт Уильям Андерс. Одномоторный самолёт, который 90-летний Андерс пилотировал в одиночку, упал в воду у островов Сан-Хуан в штате Вашингтон во время выполнения «мёртвой петли». Уильям Андерс входил в состав экипажа экспедиции «Аполлон-8». В декабре 1968 года корабль стал первым в истории пилотируемым аппаратом, вышедшим на орбиту Луны. Во время этого полёта Андерс сделал один из наиболее популярных снимков нашей планеты из космоса — «Восход Земли».
12 июня в возрасте 82 лет ушёл из жизни Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР Вячеслав Дмитриевич Зудов. Его полёт состоялся в 1976 году в качестве командира «Союза-23» вместе с Валерием Рождественским. Из-за отказа системы сближения и стыковки «Игла» стыковка со станцией «Салют-5» не состоялась. А при посадке спускаемый аппарат приводнился в двух километрах от берега озера Тенгиз. Из-за технических проблем не отстрелился основной парашют, ткань пропиталась водой и пошла ко дну, перевернув спускаемый аппарат, из-за чего экипаж не мог его покинуть. Спасательная операция продолжалась несколько часов.
Приземление «Союза-23» стало первой и единственной посадкой отечественного пилотируемого космического корабля на воду.
13 июня автоматическая межпланетная станция «Вояджер-1» возобновила передачу данных с четырёх приборов после компьютерного сбоя, произошедшего в ноябре прошлого года. Передача данных возобновилась с приборов, отслеживающих характеристики плазменных волн, магнитных полей и частиц в межзвёздном пространстве.
Два прибора заработали сразу после отправки соответствующих команд 19 мая. Двум остальным датчикам потребовалось немного больше времени на возобновление передачи данных.
С ночи 21 июня до утра 27 июня специалисты из Японского агентства аэрокосмических исследований направляли сигналы лунному аппарату SLIM. Зонд, рассчитанный всего на несколько дней работы, выдержал на Луне почти три месяца и пережил три лунные ночи. Однако он перестал выходить на связь ещё 24 мая, и попытки установить с ним связь продолжались. Теперь миссию аппарата можно считать официально законченной. SLIM совершил посадку на видимой стороне Луны 20 января. При посадке один из двух его двигателей вышел из строя, из-за чего SLIM перевернулся, но продолжил работать. Из-за неправильного положения SLIM заряжал аккумуляторы только часть светового дня.
22 июня с космодрома Сичан в провинции Сычуань стартовала ракета-носитель «Чанчжэн-2C». Она вывела на низкую околоземную орбиту высотой около 600 км научный спутник SVOM, созданный совместными усилиями китайских и французских учёных. Запуск не обошёлся без происшествий. В соцсетях распространились видео очевидцев, на которых одна из ступеней ракеты-носителя падает недалеко от населённого пункта Гуйдин округа Цяньдуннань. К счастью, обошлось без пострадавших. Красноватый след, который исходит от падающего ускорителя, — это результат выброса топлива и окислителя — четырехокиси азота и гептила. Контакт с этими токсичными веществами может быть крайне опасен для людей.
23 июня Индия провела третье завершающий испытание по посадке прототипа многоразового носителя RLV LEX-03, получившего название «Пушпак». Аппарат был сброшен с вертолёта «Чинук» индийских ВВС. «Пушпак» сначала падал вертикально, потом перешёл на планирование со снижением, для точной горизонтальной посадки выполнил маневр по коррекции дальности полёта, после чего успешно сел, несмотря на сильный ветер. В индийской организации космических исследований сочли испытание успешным.
26 июня отечественный спутник «Ресурс-П» №1 разрушился примерно на сотню фрагментов. В этот момент он находился на полярной орбите высотой 355 километров. Как сообщили в Роскосмосе, спутник был выведен на орбиту в 2013 году, и спустя восемь с половиной лет, в 2022-м, его работа официально завершилась. Хотя обломки аппарата не представляют опасности, экипаж МКС подняли по тревоге из-за этого события. Около часа космонавты провели на пристыкованных к станции кораблях Crew Dragon, Starliner и «Союз» на случай необходимости экстренной эвакуации, после чего вернулись к работе.
30 июня китайская компания Space Pioneer провела статические огневые испытания 1-й ступени своей ракеты-носителя «Тяньлун-3» на испытательном полигоне в Гунъи. Испытания завершились нештатно. Причём авария носила уникальный характер — несмотря на то, что пуск ракеты не предусматривался, она покинула стартовый стол и устремилась в небо. Это произошло из-за того, что крепление из силумина не удержало ступень, и она незапланированно отправилась в полёт.
Одно из тесных сближений планет этого года произойдёт во второй половине ночи на 15 июля. Марс и Уран окажутся так близко в нашем небе, что между ними едва поместился бы диск полной Луны. В ночь на 16 июля для жителей нашего региона это явление станет доступным для наблюдения. Обе планеты месяцем к двум часам ночи восходят в северо-восточной части горизонта. Для наблюдения двух планет одновременно понадобится телескоп, так как Уран не виден невооружённым глазом, а Марс в данном случае окажется ориентиром. Из-за короткой летней ночи у наблюдателя будет лишь около полутора часов для наблюдений.
25 июля начиная с 3 часов ночи Луна начнёт сближаться с Сатурном. В эту дату должно состояться покрытие Сатурна Луной. Но в нашем регионе покрытие наблюдаться не будет. В районе 4 часов утра мы сможем наблюдать только близкое положение Луны и Сатурна. Как всегда, в лучших условиях окажутся владельцы телескопов, которые смогут наблюдать оба светила подробнее. К моменту сближения спутники Сатурна займут выгодную позицию для наблюдения. Сразу 5 лун Сатурна: Титан, Тефия, Энцелад, Рея и Мимас вместе окажутся недалеко от восточного края диска планеты, что облегчает их поиск и наблюдение. Правда, увидеть спутники получится только владельцам крупных телескопов при хороших условиях.
Таким выдалось для нас начало космического лета. До встречи через месяц! Смотрите на небо, изучайте космос вместе с нами!