Найти в Дзене
AESLIB

Чиновники не давали плёнки, заставляли резать то, что было отснято, а потом говорили, что это – халтура, недостойная советского экрана

Оглавление
В конце концов, руководство Одесской киностудии, понимая, что за сроки начала и окончания съёмок спросят с него, махнуло рукой: делай, что хочешь, только тихо...

Мушкетёр

Этот режиссёр поставил 25 фильмов, написал сценарии к девяти, и в десяти своих лентах сыграл сам. Практически каждая картина давалась ему очень тяжело: чиновники от кино подолгу согласовывали, а потом не согласовывали сценарии, не утверждали актёров, не давали плёнки, заставляли резать то, что было отснято, ругали за монтаж, а потом говорили, что это – халтура, недостойная советского экрана. Это сегодня фильмы Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Опасные гастроли», телеэпопея про Д’Артаньяна и его друзей, «Ах, водевиль, водевиль…», «Искусство жить в Одессе» «Выше Радуги» считаются классикой советского кино. А тогда ему попросту не давали работать, критика разносила его картины в пух и прах, но при этом фамилии автора в газетах не называли – плохой, но безымянный. Замечательный театральный и кинорежиссёр Марк Захаров назвал Юнгвальд-Хилькевича самым неправильным режиссёром страны. Из уст Захарова это звучало как высшая похвала.

Детство

Георгий родился 22 октября 1934 года в Ташкенте. С детства он был человеком не очень здоровым, но всегда шутил над своими хворями и недугами. Мать, Нина Ивановна Буйко, бывшая дворянка, отец, Эмиль-Ольгерд Иосифович происходил из старинного шляхетского рода. В общем, с какой стороны не посмотри – социально чуждые. Родители поездили по стране, пока не осели в далёкой от Москвы столице Узбекистана. Отец был оперным певцом, служил главным режиссёром в нескольких театрах Ташкента, в 1939 году стал Народным артистом Уз.ССР, не будучи членом партии, несколько раз становился депутатом Верховного Совета СССР. Мама была балериной, и, поскольку бабушек-дедушек у них не было, няньку нанимать не хотели, оставить Жору было не с кем, его привозили в балетный класс на коляске, и, вероятно, с тех пор он очень полюбил балерин.

Пара долго не могла завести детей: то выкидыш, то смерть в младенчестве. Рождение сына они считали настоящим чудом, но он постоянно находил приключения на свою голову. В 13 лет Жора играл в футбол, напоролся на стекло, сначала ничего не почувствовал, потом кое-как промыл рану водой, намазал зелёнкой и замотал какой-то тряпицей. Дома на это никто не обратил внимания: чего только дети не делают со своими конечностями. Однако вскоре у него началось воспаление костной ткани. Родители думали, что и этот ребёнок у них умрёт, однако бороться не перестали: покупая для Жоры втридорога из-под полы дефицитный в то время пенициллин, они продали из дома всё, что можно, влезли в огромные долги. Мальчик 4 года был недвижим, мучался от боли, жил в гипсе от подмышек до пятки, который постоянно меняли, потому, что он рос. Как только его отпускала страшная боль, он сразу бросался читать. Любимой книгой были «Три мушкетёра»: он читал их и перечитывал, превратив книгу в настоящие лохмотья. Он представлял себя на месте героев, и эти детские фантазии помогали ему забыть, что он беспомощный калека.

Театрально-художественный институт

Жора с детства хорошо рисовал, и, благодаря усилиям родителей и своей неуёмной жажде жить, встав на ноги, после школы без труда поступил в Ташкентский архитектурный институт, но быстро понял, что проектировать дворцы и заводы – это не его, что ему ближе театр и кино. Однако диплом он получил, и сразу же поступил в институт театрально-художественный, после окончания которого служил художником в театрах Ташкента, на киностудиях «Узбекфильм» и «Таджикфильм», возглавлял Ташкентский мюзик-хол.

Георгий Юнгвальд-Хилькевич в фильме "Внимание, цунами!" (1969)
Георгий Юнгвальд-Хилькевич в фильме "Внимание, цунами!" (1969)

Поступать на Высшие режиссёрские курсы Юнгвальд-Хилькевич приехал, опираясь на две трости. В 1966 году он снял свой первый режиссёрский фильм – фантастическую комедию «Формула радуги». Потом была картина «Внимание! Цунами!», где играл Георгий Юматов, ставший другом Юнгвальд-Хилькевича.

Кадр из фильма "Формула радуги" (1966)
Кадр из фильма "Формула радуги" (1966)

«Опасные гастроли»

Георгий Юнгвальд-Хилькевич дружил с Владимиром Высоцким. В конце 60-х Юнгвальд-Хилькевич написал сценарий для картины «Опасные гастроли» и решил, что главную роль Николая Бенгальского будет играть Высоцкий, но высокое партийное начальство пригрозило ему, что Высоцкого не утвердят. Юнгвальд-Хилькевич стоял на своём: он будет снимать только Высоцкого. В конце концов, руководство Одесской киностудии, понимая, что за сроки начала и окончания съёмок спросят с него, махнуло рукой: делай, что хочешь, только тихо. Однако съёмки картины начались не сразу: Высоцкий ушёл в очередной запой, два месяца не появлялся на площадке, и съёмочная группа была вынуждена сей прискорбный факт скрывать, спасая, тем самым, и картину, и Высоцкого. От расстройства Юнгвальд-Хилькевич ушёл в параллельный запой, и даже ослеп на правый глаз.

Кадр из фильма "Опасные гастроли" (1969)
Кадр из фильма "Опасные гастроли" (1969)

«Опасные гастроли» официальная критика расценила как святотатство и посягательство на память о революции, однако зрителей разгромные статьи в газетах не отпугнули, они проголосовали ногами и кошельком: только в первый год проката картину посмотрели почти 40 млн. человек. После этой картины Высоцкий и Юнгвальд-Хилькевич крепко подружились.

Кадр из фильма "Опасные гастроли" (1969)
Кадр из фильма "Опасные гастроли" (1969)

Юнгвальд-Хилькевич осознавал, что спивается, но уже ничего не мог поделать, а советская система в то время ничем, кроме вытрезвителя, помочь не могла.

«Дерзость»

В 1971 году вышел совершенно необычный для Юнгвальд-Хилькевича приключенческий военный фильм «Дерзость» с Николаем Олялиным в главной роли. В СССР картину практически не показывали, зато в 1973-м на кинофестивале в Праге «Дерзость» получила почётный диплом.

Кадр из фильма  "Дерзость" (1971)
Кадр из фильма  "Дерзость" (1971)

Личная жизнь

Первой женой Юнгвальд-Хилькевича была его ровесница художник Одесской киностудии Светлана Маркова. Однако жена была далеко не на первом месте в его жизни: первой была работа, затем друзья. Он частенько приползал домой под утро, и на Светлану просто не оставалось ни времени, ни сил. Светлана не раз хотела уйти от мужа, но очень его любила. В 1960-м у них родилась дочь Наташа. Через десять лет мучений терпение Светланы лопнуло, и они развелись.

Второй раз Юнгвальд-Хилькевич женился на балерине Татьяне Черновой. Она была младше Георгия на три года, а роман с ней начался, когда он был ещё женат на Марковой. Татьяна стала настоящим творческим партнёром Юнгвальд-Хилькевича: она работала у него вторым режиссёром.

«Д’Артаньян и три мушкетёра»

Фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра» вышел на экраны в 1979 году. Снимали его в павильонах Одесской киностудии и в старинных замках под Львовом. Денег и плёнки для съёмок дали очень мало, и зачастую снимать приходилось с одного дубля, хотя роскошные дворцовые интерьеры и сложные трюки требовали приличных затрат.

Георгий Юнгвальд-Хилькевич в фильме "Д'Артаньян и три мушкетёра" (1979)
Георгий Юнгвальд-Хилькевич в фильме "Д'Артаньян и три мушкетёра" (1979)

Сценарий «Д’Артаньяна» Юнгвальд-Хилькевич писал «под Высоцкого», но тот отказался: сказал, что в 40 лет он староват для роли юного гасконца. Впрочем, он мог бы запросто сыграть де Тревиля – Лев Дуров, сыгравший эту роль, был на 7 лет старше, но выглядели они примерно одинаково – однако, не захотел. Кроме Высоцкого Юнгвальд-Хилькевич хотел, чтобы короля Людовика XIII играл Олег Табаков, его жену королеву Анну Австрийскую – Алиса Фрейндлих, а Портоса – Валентин Смирнитский. Тот не мог понять, почему его, крупного, но совсем не толстого мужчину позвали играть эту роль. Михаил Боярский должен был играть графа Рошфора, но в последний момент режиссёр передумал, и дал ему главную роль. Вениамин Смехов, игравший Атоса, с самого начала не верил в успех картины. Игоря Старыгина – Арамиса – привёл Боярский: актёр очень понравился ему в «Доживём до понедельника». Юнгвальд-Хилькевич Старыгина взял, но во всех картинах про мушкетёров озвучивал его Игорь Ясулович: режиссёр решил, что голос Старыгина не сочетается с образом французского дворянина и аббата.

Кадр из фильма "Д'Артаньян и три мушкетёра" (1979)
Кадр из фильма "Д'Артаньян и три мушкетёра" (1979)

На время съёмок, Юнгвальд-Хилькевич, как это он всегда делал, бросил пить, и его бесило, когда вся группа, за исключением Смехова, каждый вечер, а, порой и прямо на площадке, напивалась до состояния риз.  Увидев в гримуборной початую бутылку вина, он с яростью разбивал её о стену или пол. Однажды во время съёмок фехтовальной дуэли на ступенях «замка», Борис Клюев, игравший Рошфора, выбил шпагой зуб Боярскому. Того обезболили стаканом-другим вина, наскоро заштопали в ближайшей больнице, и работа вместе с пьянками продолжилась, как ни в чём не бывало. Может, во многом благодаря такой бесшабашной обстановке, похожей на ту, в какой жили мушкетёры у Дюма, успех у фильма был ошеломляющий, его множество раз повторяли по телевизору, а песни Максима Дунаевского на стихи Юрия Ряшенцева, особенно «Пора-пора-порадуемся» звучали практически круглосуточно из каждого утюга и любого окна.

Кадр из фильма "Д'Артаньян и три мушкетёра" (1979)
Кадр из фильма "Д'Артаньян и три мушкетёра" (1979)

Театр кошек

Юнгвальд-Хилькевич 30 лет работал штатным режиссёром Одесской киностудии, ставил спектакли в Оперном театре, в оперетте и оформлял спектакли как художник. В 1990-м он с семьёй переехал в Москву, и взвалил на себя сразу три должности в Театре кошек Юрия Куклачёва: ставил спектакли и писал для них сценарии, а также оформлял сцену, как художник. Уже в XXI веке он 12 лет, практически до самой смерти служил художником-оформителем в Московском театре сатиры у Александра Ширвиндта. Честно признаюсь, я этого не знал.

«Ах, водевиль, водевиль…»

Через год после «Д’Артаньяна» Юнгвальд-Хилькевич на «Мосфильме» снял лёгкий, как само название телефильм «Ах, водевиль, водевиль…». До популярности «Мушкетёров» он, конечно, не дотянул, да это и не мудрено: снять за два года два шедевра мало кому под силу. К тому же, как это часто бывает, после большого успеха, ожидания зрителей были завышены.

Кадр из фильма "Ах, водевиль, водевиль..." (1979)
Кадр из фильма "Ах, водевиль, водевиль..." (1979)

25 июля 1980 года в олимпийской Москве умер Высоцкий – единственный человек, перед которым Юнгвальд-Хилькевич преклонялся, и это стало для него страшным ударом. Однако, видя, к чему приводит безудержное пьянство, а потом и наркотики, сам он пить стал только больше, а ссоры с Татьяной стали ещё острее и глубже.

«Узник замка Иф»

Исполнительницу роли прекрасной каталанки Мерседес для своего фильма «Узник замка Иф» по «Графу Монте-Кристо» всё того же Дюма Юнгвальд-Хилькевич искал долго, пока не забрёл в Ленинградский ТЮЗ. Там он увидел молодую и совсем не опытную Анну Самохину, которая на пробах очень сильно зажималась. Тем не менее, Юнгваль-Хилькевич снял её в роли Мерседес, сделав настоящей звездой отечественного кино. В роли графа Монте-Кристо блистал Виктор Авилов, снявшийся потом у Юнгваль-Хилькевича ещё в двух картинах: в «Искусстве жить в Одессе» он сыграл Владислава Симена, а в «Мушкетёрах двадцать лет спустя» – Мордаунта.

Кадр из фильма "Узник замка Иф" (1988)
Кадр из фильма "Узник замка Иф" (1988)
Георгий Юнгвальд-Хилькевич в фильме "Сезон чудес" (1985)
Георгий Юнгвальд-Хилькевич в фильме "Сезон чудес" (1985)
Георгий Юнгвальд-Хилькевич в фильме "Выше Радуги" (1986)
Георгий Юнгвальд-Хилькевич в фильме "Выше Радуги" (1986)

«Узник замка Иф» кардинально изменил судьбу самого Юнгвальд-Хилькевича: жена Татьяна, по совместительству – второй режиссёр картины привела претендентку на роль Гайде, 17-летнюю балерину Надиру Мерзаеву. Юнгваль-Хилькевичу было 52, и он влюбился без памяти. Татьяна быстро узнала, что об их отношениях, и предложила развестись, но Юнгваль-Хилькевич уходить из семьи к юной Надире не собирался, и жил на два дома, причиняя страдания обеим женщинам и дочери Наталье: по его словам, он одинаково любил и Татьяну, и Надиру, и Наташу.

Георгий Юнгвальд-Хилькевич в фильме "Узник замка Иф" (1988)
Георгий Юнгвальд-Хилькевич в фильме "Узник замка Иф" (1988)

«Искусство жить в Одессе»

В 1989 году вышел фильм «Искусство жить в Одессе» по рассказам Исаака Бабеля. Картину сочли антисоветской, и положили на полку, хотя за границей она прошла с большим успехом. Наш зритель увидел фильм уже после развала СССР.

Кадр из фильма "Искусство жить в Одессе" (1989)
Кадр из фильма "Искусство жить в Одессе" (1989)

Новый брак

Свадьбы Надира ждала почти 10 лет: поженились они только в 1995-м, а спустя два года родилась дочь Нина. Юнгваль-Хилькевич на полтора года бросил пить, но после смерти мамы опять сорвался. Надира не раз грозилась уйти. В глубине души он понимал, что свою угрозу она не выполнит, потому, что очень сильно его любит. Когда он, наконец, понял, что дальше так жить не может, и пришёл в наркологическую клинику, выяснилось, что в его мозгу, печени, почках, сердце уже произошли необратимые изменения, и он обречён. Ему установили кардиостимулятор и искусственный тазобедренный сустав. У него нарушился обмен веществ, постоянно скакало давление, он быстро похудел на 20 кг. Но любовь Надиры и уникальная сила воли самого Юнгвальд-Хилькевича сотворили чудо: он прожил еще больше двадцати лет. Правда, ничего крепче газировки он с тех пор не пил.

Кадр из фильма "Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя" (1993)
Кадр из фильма "Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя" (1993)

«Возвращение мушкетёров или сокровища кардинала Мазарини»

В 2007-м Юнгвальд-Хилькевич снял «Возвращение мушкетёров или сокровища кардинала Мазарини», ставший его последней работой в кино. Собрать Боярского, Смехова, Старыгина и Смирницкого было не просто – все они, понимая, что проект обречён на неудачу, сниматься не хотели, но он уговорил. Вскоре после премьеры «Возвращения мушкетёров» в 63 года умер Игорь Старыгин.

Кадр из фильма  "Возвращение мушкетёров" (2009)
Кадр из фильма  "Возвращение мушкетёров" (2009)
-18

В 2015 году Георгий Юнгвальд-Хилькевич, как главный режиссёр ставил спектакль к 25-летию куклачёвского театра, и за неделю до своего 81-летия, презентуя постановку, последний раз вышел к публике. Вскоре он попал в Боткинскую больницу, и 11 ноября скончался от острой сердечной недостаточности.

Cпасибо за внимание! Подписывайтесь на канал и жмите на большой палец вверх!