Эксперт ГУУ оценил нововведения служб проката и дал инструкцию для попавших в ДТП с участием пользователя СИМ.
Служба проката Whoosh начнёт в вечернее время проверять пользователей на скорость реакции, чтобы обезопасить поездки.
Будет ли эффективна подобная мера, как еще службы проката способствуют защите поездок и что делать, если попал в ДТП с участием пользователя СИМ, рассказал доцент кафедры частного права ГУУ Владимир Попов:
«Происшествия с участием лиц, управляющих электросамокатами и прочими средствами индивидуальной мобильности (СИМ), в последнее время весьма часто оказываются в центре внимания. Значительный общественный резонанс вызывают в первую очередь столкновения с пешеходами. Однако даже обычное падение при высокой скорости движения СИМ может повлечь тяжелые последствия.
Службы проката на стороне закона
Службы проката в Москве ставят идентификационные номера на принадлежащие им СИМ, аналогично используемым курьерами для доставки.
Это сделано для видеофиксации нарушений со стороны пользователей и их идентификации. Однако общего требования, в соответствии с которым управление СИМ было бы возможно только при наличии номера, у нас нет и вряд ли оно появится в обозримом будущем.
Нововведения служб проката, направленные на обеспечение безопасного использования СИМ, можно приветствовать. Главное условие – эти мероприятия не должны вступать в противоречие с нормативными правовыми актами, в которых, нужно признать, сплошь и рядом имеются пробелы.
Тесты лишь начало
Например, пользователя нельзя заставить пройти тест, но ему и не откажут в заключении договора проката, если он его не пройдет, а лишь установят скоростной лимит ради безопасности жизни, здоровья и имущества как самого пользователя, так и других лиц.
Конечно, необходимость тратить время на тест может раздражать пользователя, особенно если он спешит, однако следует помнить, что спешка и возмущение никогда не способствуют реализации планов.
Следует ожидать от властей и служб проката СИМ дальнейших мер в данной области, поскольку пробелов в правовом регулировании СИМ чрезвычайно много.
Например, при совершении административного правонарушения лица, использующие для передвижения СИМ, в зависимости от ситуации приравниваются к пешеходам или велосипедистам, хотя СИМ по своим характеристикам походит на транспортные средства.
Порядок действий при ДТП с СИМ
Поскольку в ПДД урегулированы особенности управления СИМ, инциденты с ними подведомственны Госавтоинспекции. При столкновениях не только на проезжей части, но и на тротуарах или иных общественных пространствах следует обращаться в ГИБДД.
Для обращения в ГИБДД необходимы доказательства нарушения ПДД:
- видеофиксация камерами;
- фото- и видеосъемка, осуществлявшаяся участниками происшествия или прохожими;
- показания потерпевшего и свидетелей.
Заявление в ГИБДД подает сам потерпевший или его представитель.
При причинении вреда имуществу, жизни, здоровью может быть подан гражданский иск в суд общей юрисдикции с требованием компенсации от нарушителя. Лучше это делать после административного разбирательства, материалы которого будут подтверждать требования потерпевшего.
Давно назрели меры по регулированию использования СИМ. Напомню, что само понятие «средства индивидуальной мобильности» и особенности движения на них появились в Правилах дорожного движения совсем недавно, с 1 марта 2023 года. До этого использование СИМ буквально находилось в серой правовой зоне, и многие ситуации толком не были законодательно прояснены».
Вопрос, безусловно, серьезный и актуальный, т.к. мемы с участием самокатов всё больше пугают, чем веселят.
Позитивные и полезные новости всегда можно найти на официальных каналах ГУУ: открыли летнюю школу, обсудили сотрудничество с ГУАП и поделились фотографиями ректора в приемной комиссии.