Найти тему
Scale attack

Железный генерал. M4A1 (76) W VVS (наборы Dragon №7571, Revell №03196, масштаб 1/72)

Сегодняшняя статья о бронированном госте из-за океана. Во всем мире он известен как "Шерман". Сразу скажу, для меня американское танкостроение это темная такая лошадка. Иногда совсем разные по виду танки имеют практически одинаковый буквенно-цифровой индекс, а называются одинаково "Шерманами". Свое название они получили в честь одного из героев гражданской войны - генерала Уильяма Шермана. Фигура крайне неоднозначная. В частности использовал для поиска мин и их обезвреживания пленных южан и использовал тактику выжженной земли. Вот в честь него и была названа разнообразная плеяда американских средних танков. При этом, как я упоминал выше, все они "Шерманы"

                                                             Генерал Уильям Шерман
Генерал Уильям Шерман

Впрочем и у нас сильно отличающиеся друг от друга машины "тридцатьчетверки". Но это свое, родное, а тут забугорное. Но давайте попробуем разобраться ибо "Шерманов" у меня в коллекции уже три штуки.

Итак, по массовости во время Второй Мировой, танки "Шерман" занимали почетное второе место после наших Т-34. С началом войны, американцы быстро поняли, что сильно увлекались в межвоенный период автомобилями и совсем не занимались танками. В итоге в начальный период как временная мера появился M3. Но орудие в спонсоне это и непрактично и неудобно. А вот база уже была проверена временем, ведь она вела свою родословную с довоенного M2. В итоге американцы лихорадочно начали готовить проект. За два с небольшим месяца, были подготовлены аж 5 разных машин! Тут был и чисто пулеметный вариант, и гаубичный и орудийный. Американцы посчитали самым перспективным модель с 75 мм орудием в большой литой башне и кучей пулеметов (даже была идея сохранить башенку с пулеметом на главной башне как у М3). В конце сентября 1941 года был изготовлен первый прототип. Назвали его Т6

На тот момент даже литье танковых корпусов осваивалось американскими заводами, но янки смотрели в будущее и понимали что сварка куда быстрее и дешевле. Поэтому параллельно осваивались методы сварки брони. Пытались комбинировать литье и сварку. Из одного места в другой ходит байка о том что на облик "Шермана" повлиял канадский крейсерский танк "Ram"

                                         создававшийся практически в то же время RAM
создававшийся практически в то же время RAM

Однако это не совсем так. Просто оба танка вели свою родословную от М3. Как бы то не было, RAM изучался представителями Абердинского арсенала. Но вернемся к "Шерману". Прибывшее руководство бронетанковых войск и представители артиллерийского арсенала потребовало внести в конструкцию ряд изменений. Так, в частности, исчезла пулеметная башенка и люки в бортах. В декабре 1941 года, "Шерман" был принят на вооружение. При этом танки со сварными корпусами получали индекс М4, а с литыми М4А1. И вот тут понеслась чехарда с маркировками. Ведь с февраля 1942, когда началось массовое производство до июля 1945 года, только основных вариантов машин было шесть:

  • М4 сварной корпус с мотором Continental R975
  • М4А1 все то же самое, но корпус литой
  • М4А2 корпус сварной, двигатель дизельный General Motors 6040
  • М4А3 корпус сварной, двигатель Ford GAA
  • М4А4 корпус сварной, двигатель Chrysler A75
  • М4А6 корпус сварной, дизель Ordnan Engine RD1820

Но это не все! Танки выпускались 10 заводами! Толкование документации имело свое отличие. Да добавьте к этому самое разнообразное вооружение, разные типы ходовой, которое накладывало на имеющийся индекс продолжение и получите мешанину из букв и цифр...

Если подходить конкретно к рассматриваемому M4A1 (76) W VVS, то можно расшифровать как машина с цельнолитым корпусом, вооруженная орудием 76 мм (модификации М1) и с подвеской типа VVS. Эти машины пошли в серию с 1944 года и выпускались на заводе Pressed Steel Car Company до конца 1944 года. Приставка VVS появилась для того что б можно было отличать от танка с горизонтальной подвеской HVS. Первые образцы машины были готовы в феврале 1943 года.

                                                             Чертеж M4A1 (76) W VVS
Чертеж M4A1 (76) W VVS

Конечно появление этой модификации связано с установкой 76 мм орудия М1. Орудие имело свои недостатки, в частности фугасное действие было меньше чем у 75 мм орудия. Зато бронепробиваемость была выше. Поэтому танки вооруженные М1 выпускались параллельно с "Шерманами" вооруженными 75 мм пушками. А вот башню взяли с опытного танка Т-23. Он в серию не пошел, но башня пригодилась. Для противовеса новому орудию в задней части башни сделали наплыв весом в 360 кг. Внутри провели перекомпоновку интерьера, появились "мокрые" укладки снарядов. То есть снаряды хранились в пеналах окруженных водой, что позволяло до некоторой степени избежать возгорания и взрыва боекомплекта при попадании в укладку. Помимо 76 мм орудия, танк вооружался двумя пулеметами М1919 калибра 7,62 мм и крупнокалиберный 12,7 мм пулемет Browning на башне. Экипаж 5 человек. Двигатель был бензиновый Continental R975C-4

С января 1944 по декабрь 1944 выпустили 2171 танк этого типа. Танки этого типа в СССР не поставлялись и воевали в Европе. Причем, несмотря на имеющийся задел этой модификации, в высадке в Нормандии M4A1 W (76) участия не принимал из-за необходимости подвоза на плацдарм в этом случае как 75 мм, так и 76 мм снарядов. Первое боевое применение произошло в ходе операции "Кобра" в июле 1944 года, когда под командованием Брэдли (того самого в честь кого позже назвали БМП) союзники прорвались с Нормандского плацдарма на оперативный простор, устроив немцам Фалезский котел. Танки участвовали в Арденском сражении, когда нацисты пытались повторить свой успех 1940 года. После войны, уцелевшие Шерманы этого типа были быстро списаны или проданы в страны "третьего мира".

В мире моделизма, производители очень любят "Шерманов" ту или иную модификацию делают практически все. Если брать конкретно эту модификацию "Шерманов" в моем любимом 1/72, то здесь тоже есть выбор. Это Revell, Dragon, Trumpeter и даже Eduard. У меня в есть две модели данной модификации.
Первым в моей коллекции появился в далеком 2015 году ревелловский набор. Набор оказался до крайности упрощен, потому как его ноги растут аж с 90-х годов.

                                                          Тот самый старенький набор
Тот самый старенький набор

Сборка его прошла без каких либо проблем, но кое-что даже мне, начинающему моделисту показалось ужасным...Поэтому я добавил от себя вот чего:

- сделал ручки пулемета из проволоки. 
- сделал ограждения фар из проволоки
- полностью самодельный шанец (разместил согласно схеме из инструкции по эксплуатации к Шерману)
- все выступающие рымы, буксировочные коуши из литника.

Оглядываясь сейчас, спустя 9 лет, я конечно понимаю, что в olive drab мягко говоря не совсем попал, хотя у оного есть куча вариантов. Так что кто знает))) Да и кучу чего еще можно было бы переделать. Но, поставив модель на полку, больше к ней я не возвращаюсь. Никогда не купаю в "Кротах" и прочее. Это становится моей историей с наглядными ошибками и успешными, на мой взгляд, проектами. Красил я все кистью, акрилом "Валледжо". Смывка самодельная масляная. Фильтры при окраске тогда толком не использовал. Ну и для фотосессии использовал ту же американскую медаль (аналог нашей "За Победу над Германией").

Dragon появился у меня, так скажем, по случаю много позже. Заказывая в интернет-магазине i-modelist всякую модельную дребедень, увидел распродажу 1/72 масштаба. Среди предлагаемых по скидке моделей был и Шерман. И, хотя такая модификация в коллекции есть, решил взять в пару к Ревелловскому творению.

                                                    Бокс-арт Dragon
Бокс-арт Dragon

Кажется тут тоже сделал проволочные ограждения фар, добавил имущества на корму танка, переделал рукояти крупнокалиберного пулемета, вставил фольгу в триплексы. Туи уже красил аэрографом, акрилом. Камо с помощью старого, доброго Patafix. Тут уже применялись и смывки, и фильтры маслом, и везеринг. Ну и вот ниже итог. Спасибо за внимание!