Сегодняшняя статья о бронированном госте из-за океана. Во всем мире он известен как "Шерман". Сразу скажу, для меня американское танкостроение это темная такая лошадка. Иногда совсем разные по виду танки имеют практически одинаковый буквенно-цифровой индекс, а называются одинаково "Шерманами". Свое название они получили в честь одного из героев гражданской войны - генерала Уильяма Шермана. Фигура крайне неоднозначная. В частности использовал для поиска мин и их обезвреживания пленных южан и использовал тактику выжженной земли. Вот в честь него и была названа разнообразная плеяда американских средних танков. При этом, как я упоминал выше, все они "Шерманы"
Впрочем и у нас сильно отличающиеся друг от друга машины "тридцатьчетверки". Но это свое, родное, а тут забугорное. Но давайте попробуем разобраться ибо "Шерманов" у меня в коллекции уже три штуки.
Итак, по массовости во время Второй Мировой, танки "Шерман" занимали почетное второе место после наших Т-34. С началом войны, американцы быстро поняли, что сильно увлекались в межвоенный период автомобилями и совсем не занимались танками. В итоге в начальный период как временная мера появился M3. Но орудие в спонсоне это и непрактично и неудобно. А вот база уже была проверена временем, ведь она вела свою родословную с довоенного M2. В итоге американцы лихорадочно начали готовить проект. За два с небольшим месяца, были подготовлены аж 5 разных машин! Тут был и чисто пулеметный вариант, и гаубичный и орудийный. Американцы посчитали самым перспективным модель с 75 мм орудием в большой литой башне и кучей пулеметов (даже была идея сохранить башенку с пулеметом на главной башне как у М3). В конце сентября 1941 года был изготовлен первый прототип. Назвали его Т6
На тот момент даже литье танковых корпусов осваивалось американскими заводами, но янки смотрели в будущее и понимали что сварка куда быстрее и дешевле. Поэтому параллельно осваивались методы сварки брони. Пытались комбинировать литье и сварку. Из одного места в другой ходит байка о том что на облик "Шермана" повлиял канадский крейсерский танк "Ram"
Однако это не совсем так. Просто оба танка вели свою родословную от М3. Как бы то не было, RAM изучался представителями Абердинского арсенала. Но вернемся к "Шерману". Прибывшее руководство бронетанковых войск и представители артиллерийского арсенала потребовало внести в конструкцию ряд изменений. Так, в частности, исчезла пулеметная башенка и люки в бортах. В декабре 1941 года, "Шерман" был принят на вооружение. При этом танки со сварными корпусами получали индекс М4, а с литыми М4А1. И вот тут понеслась чехарда с маркировками. Ведь с февраля 1942, когда началось массовое производство до июля 1945 года, только основных вариантов машин было шесть:
- М4 сварной корпус с мотором Continental R975
- М4А1 все то же самое, но корпус литой
- М4А2 корпус сварной, двигатель дизельный General Motors 6040
- М4А3 корпус сварной, двигатель Ford GAA
- М4А4 корпус сварной, двигатель Chrysler A75
- М4А6 корпус сварной, дизель Ordnan Engine RD1820
Но это не все! Танки выпускались 10 заводами! Толкование документации имело свое отличие. Да добавьте к этому самое разнообразное вооружение, разные типы ходовой, которое накладывало на имеющийся индекс продолжение и получите мешанину из букв и цифр...
Если подходить конкретно к рассматриваемому M4A1 (76) W VVS, то можно расшифровать как машина с цельнолитым корпусом, вооруженная орудием 76 мм (модификации М1) и с подвеской типа VVS. Эти машины пошли в серию с 1944 года и выпускались на заводе Pressed Steel Car Company до конца 1944 года. Приставка VVS появилась для того что б можно было отличать от танка с горизонтальной подвеской HVS. Первые образцы машины были готовы в феврале 1943 года.
Конечно появление этой модификации связано с установкой 76 мм орудия М1. Орудие имело свои недостатки, в частности фугасное действие было меньше чем у 75 мм орудия. Зато бронепробиваемость была выше. Поэтому танки вооруженные М1 выпускались параллельно с "Шерманами" вооруженными 75 мм пушками. А вот башню взяли с опытного танка Т-23. Он в серию не пошел, но башня пригодилась. Для противовеса новому орудию в задней части башни сделали наплыв весом в 360 кг. Внутри провели перекомпоновку интерьера, появились "мокрые" укладки снарядов. То есть снаряды хранились в пеналах окруженных водой, что позволяло до некоторой степени избежать возгорания и взрыва боекомплекта при попадании в укладку. Помимо 76 мм орудия, танк вооружался двумя пулеметами М1919 калибра 7,62 мм и крупнокалиберный 12,7 мм пулемет Browning на башне. Экипаж 5 человек. Двигатель был бензиновый Continental R975C-4
С января 1944 по декабрь 1944 выпустили 2171 танк этого типа. Танки этого типа в СССР не поставлялись и воевали в Европе. Причем, несмотря на имеющийся задел этой модификации, в высадке в Нормандии M4A1 W (76) участия не принимал из-за необходимости подвоза на плацдарм в этом случае как 75 мм, так и 76 мм снарядов. Первое боевое применение произошло в ходе операции "Кобра" в июле 1944 года, когда под командованием Брэдли (того самого в честь кого позже назвали БМП) союзники прорвались с Нормандского плацдарма на оперативный простор, устроив немцам Фалезский котел. Танки участвовали в Арденском сражении, когда нацисты пытались повторить свой успех 1940 года. После войны, уцелевшие Шерманы этого типа были быстро списаны или проданы в страны "третьего мира".
В мире моделизма, производители очень любят "Шерманов" ту или иную модификацию делают практически все. Если брать конкретно эту модификацию "Шерманов" в моем любимом 1/72, то здесь тоже есть выбор. Это Revell, Dragon, Trumpeter и даже Eduard. У меня в есть две модели данной модификации.
Первым в моей коллекции появился в далеком 2015 году ревелловский набор. Набор оказался до крайности упрощен, потому как его ноги растут аж с 90-х годов.
Сборка его прошла без каких либо проблем, но кое-что даже мне, начинающему моделисту показалось ужасным...Поэтому я добавил от себя вот чего:
- сделал ручки пулемета из проволоки.
- сделал ограждения фар из проволоки
- полностью самодельный шанец (разместил согласно схеме из инструкции по эксплуатации к Шерману)
- все выступающие рымы, буксировочные коуши из литника.
Оглядываясь сейчас, спустя 9 лет, я конечно понимаю, что в olive drab мягко говоря не совсем попал, хотя у оного есть куча вариантов. Так что кто знает))) Да и кучу чего еще можно было бы переделать. Но, поставив модель на полку, больше к ней я не возвращаюсь. Никогда не купаю в "Кротах" и прочее. Это становится моей историей с наглядными ошибками и успешными, на мой взгляд, проектами. Красил я все кистью, акрилом "Валледжо". Смывка самодельная масляная. Фильтры при окраске тогда толком не использовал. Ну и для фотосессии использовал ту же американскую медаль (аналог нашей "За Победу над Германией").
Dragon появился у меня, так скажем, по случаю много позже. Заказывая в интернет-магазине i-modelist всякую модельную дребедень, увидел распродажу 1/72 масштаба. Среди предлагаемых по скидке моделей был и Шерман. И, хотя такая модификация в коллекции есть, решил взять в пару к Ревелловскому творению.
Кажется тут тоже сделал проволочные ограждения фар, добавил имущества на корму танка, переделал рукояти крупнокалиберного пулемета, вставил фольгу в триплексы. Туи уже красил аэрографом, акрилом. Камо с помощью старого, доброго Patafix. Тут уже применялись и смывки, и фильтры маслом, и везеринг. Ну и вот ниже итог. Спасибо за внимание!