Найти тему
Загорские истории

Крепостные стены Троице-Сергиева монастыря. Часть первая

Оглавление

ВСТУПЛЕНИЕ

Казалось бы, какие тайны и загадки могут таить крепостные стены и башни Троице-Сергиева монастыря? Многие учёные неоднократно обследовали их, создали реконструкции стен и башен разного времени, досконально исследовали доступные источники в архивах, всё выяснили, описали и поведали общественности. О чём неустанно рассказывают посетителям экскурсоводы.

Любопытствующий турист с интересом выслушает краткое сообщение о том, что каменные стены и башни построены при Иване Грозном и что Государь самолично дал монастырю «три тысячи рублёв» на постройку стен. Упомянет рассказчик и о грамоте Ивана Грозного, в коей разрешалось монастырским строителям добывать камень где бы они его не нашли. И о том, что стены возводили десять лет, не премину сообщить. Расскажут слушателям о героической обороне монастыря и о том, что стены и башни выдержали почти двухлетнюю осаду в Смутное время, в то время, когда отряды Сапеги и Лисовского хозяйничали в окрестностях и разоряли местных жителей.
Поведает экскурсовод о том, что после осады стены надстроили, добавили ещё один, третий, ярус. Да ещё обратит внимание на Уточью башню, которая выделяется своим видом среди других башен. И как нечто развлекательное, упомянет легенду – мол, Уточьей башня названа так потому, что Пётр Первый с этой башни уток стрелял в Белом пруду, что за стенами Лавры находится. Однако про особый вид Каличьей башни умолчит, а если и упомянет – то вскользь.

Многое не будет рассказано экскурсоводами, хотя и есть интересные факты, о коих стоило бы поведать любопытствующим туристам.

А вот о ком обязательно следует рассказать, так это о человеке, трудами и стараниями которого Троице-Сергиева Лавра была восстановлена. Благодаря ему Троице-Сергиева Лавра имеет ныне столь величественный и прекрасный облик. Виктор Ивановиче Балдин, архитектор, вся жизнь которого была связана с реставрацией Лавры, с восстановлением подлинного исторического облика всех зданий монастыря.

Попробуем же восполнить эти «пробелы».

О ЧЁМ ПОЙДЁТ РАССКАЗ

Итак, мы расскажем о крепостных стенах и башнях Троице-Сергиевой Лавры. Прогуляемся вдоль стен, остановимся у башен, поведаем интересные факт и сравним старинный облик башен с обликом современным. Не забудем и о легендах, слухах и даже тайнах монастырской ограды.

А вообще было бы неплохо походить и по самим стенам, взобраться на одну из башен и осмотреть окрестности, осмотреть стены изнутри и взглянуть на город сквозь бойницы.
Крепостная стена у Каличьей башни
Крепостная стена у Каличьей башни
Увы, сейчас такой возможности нет. Кстати, в те времена, когда в Лавре был музей, любой посетитель, купив недорогой билет, мог взобраться на Каличью башню и пройтись по стенам. В то время и перед Каличьей башней, и на самих стенах стояли пушки старых времён – музейные экспонаты.

Расскажем мы и о «наряде городском», то есть об артиллерии, что стояла на башнях и стенах Троице-Сергиева монастыря.

Пушки перед зданием музея. Фотография семидесятых годов.
Пушки перед зданием музея. Фотография семидесятых годов.

В повествовании же нам поможет старинный документ – опись Троице-Сергиева монастыря.

Опись 1641-го года – единственная, оставшаяся с до-Петровских времён. С большой долей уверенности можно сказать, что мы имеем описание укреплений и арсенала Троицкого монастыря, которое даёт нам представление о монастыре и его богатом хозяйстве середины семнадцатого века.

Начало описи положено было «лета 7150-го (1641-го года) сентября в 1-й день. По государеву цареву и великого князя Михаила Фёдоровича Всея Руси указу окольничие Фёдор Васильевич Волынский Никита Фёдорович Панин да дьяки Иван Фёдоров и Дмитрий Прокофьев, переписали … и в монастыре всякое строение, и в оружейной казне всякую ратную збрую налицо, на городе пушки и пищали... и ядра, и свинец, и всякие пушечные запасы…

В 1919-м и 1922-м годах, в не самое лёгкое время для нашей страны, документ в 883-х листа переписали и подготовили к печати С. Н. Дурылин и Ю. А. Олсуфьев.

Во времена составления описи были созданы самые ранние изображения монастыря. Это небольшие иконы, коих сохранилось две – одна из них хранится в музее Сергиева Посада, вторая же принадлежит Покровскому собору при Рогожском кладбище в Москве. Специалисты говорят, что оба изображения сходны между собой и, судя по всему, сделаны с одного оригинала.

Иккона XVIII столетия, копия со списка середины XVII века.
Иккона XVIII столетия, копия со списка середины XVII века.

А что если совместить описания семнадцатого века и изображения на иконах, пусть эти изображения в определенной мере и условны? Может и сумеем мы представить то, как выглядели стены и башни монастыря триста с лишним лет назад? А в помощь возьмём работы архитектора и реставратора В. И. Балдина и ряда историков как девятнадцатого века, так и современных исследователей.

Конечно же мы не оставим вниманием и другие источники, из коих мы можем почерпнуть множество интересных фактов. Список таковых приводится в самом конце публикации.

НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬСТВА, ДОБЫЧА КАМНЯ НА СТЕНЫ

Историки говорят нам о том, что начало строительству каменной крепостной ограды положено в сороковых годах пятнадцатого века.

Подтверждением этому , пусть и косвенным, являются, в сущности, два документа.

Первый источник – грамота Великого Князя Иоанна Васильевича в Переславль и другие города, от 1540 года, марта месяца 12 дня. [4, стр. 167]

… Били ми челом Троицкой Сергиева монастыря игумен Перфирий с братею, что им надобе в монастырь в Живоначальной Троице, на монастырскую ограду и на иной монастырский обиход на каменное дело, камень белой и синей, и извесной камень.

В сей грамоте Иоанн Васильевич даёт право добывать камень и что строителям надобно где-бы то ни было, «на чьих землях бы не нашли». То есть не только в Переславле, но и в других уездах. Да чтоб пошлин и других сборов не имали. Но только до тех пор, пока «не устроится стена» и пока Великий Князь новый указ не выпустит.

Об окончании же строительства нет точных сведений.

Второй источник - челобитная игумена Серапиона. В 1550 году бил челом Царю Иоанна Васильевичу о том, чтобы крестьяне Троицкие не были занимаемы никакими работами в Переславском, Дмитровском и Радонежском уездах, но были обращены на поддержание укреплений самого монастыря [цит. по 5, стр. 6-7].

Но есть ещё один документ – «Краткий летописец Святотроицкия Сергиевы Лавры». Что же мы можем из него почерпнуть?

Первое и важное – «…того же лета (7055, или 1547 года) дал князь великий Иоаан Васильевич всея Руси чюдотворцу Сергию 3000 рублёв». Многие историки уверенно пишут, что эти деньги даны на строительство стен. Однако, такого однозначного указания в тексте нет. Просто запись – дал три тысячи рублёв. А вот на что – не сказано. И следующая запись о том, что «Того ж лета купили монастырем село Бужаниново з деревнями, дали 1000 рублев». Не из денег ли великого князя село это куплено?

Есть в «Летописце…» и ещё одна интересная запись.

Лета 7021 (1513 год) «поставлены … ворота кирпичны, а на вороте храм преподобного отца Сергия чюдотворца, а на правой стороне придел Василий Парийский». Именно с этой записи и начинается «Летописец…». Может именно с 1513 года началось строительство каменного города у Троицкого монастыря?

Между двумя указанными записями (ранняя о воротах и поздняя о трёх тысячах рублёв) более в «Летописце…» записей нет. Между этими записями – тридцать четыре года. Последняя запись датирована 1640 годом. И нет записей о том, что стены были воздвигнуты и освящены.

«Летописец …» как документ интересен сам по себе и достоин отдельного описания. Здесь же скажем, что это есть приписки, сделанные в разное время и разными лицами о тех или иных событиях, которые сделаны на белых полях рукописи из 430 листов. Писана же эта рукопись в лист, полууставом XVI Века. Сия книга принадлежала Семёну Киселёву и после – монастырю. Июня в 20 день 1703 году рукопись передана Синоидальной библиотеке «для исправления печатного Летописца».

Но не так уж крепки и устойчивы были стены монастырские.

К 1593 году западная часть стены уже обветшала. Известна грамота Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича в Переславский уезд сыну Боярскому Ивану Алферьеву. [6]

Архимандрит Киприян бил челом Царю и Великому Князю Феодору Иоановичу в том, что западная стена обветшала, «…в келарской на крыльце и в сушилех своды исправалилися <…> до наугольной башни не в одном месте своды провалилися <…> людям ходити по городу и наряду ставити нельзя».

Однако, извести и камня в монастыре нет. Но таковой есть в селе Богородском, что в Переславском уезде. Вот только владелец земли, сын боярский Иван Алферьев, без царского указа камень ломати не даёт. Потому и отец Киприян челом царю бьёт и просит такой указ дать.

Царь грамоту сыну боярскому отправил, а в ней сказано:

«И мы велели им в монастырь к каменной поделке на известное зженье камень ломати у тебя в поместье <…> безо всякой зацепки»

А ведь мог Иван Алферьев на царя и злобу затаить! Знамо ли дело, землю забирать у служилого человека! Но Царь Феодор Иоаннович сына боярского в обиде не оставил.

В Послушной грамоте архимандриту Куприяну с братией Царь и Великий Князь Феодор Иоанович пожаловал таки монастырю часть села Богородского и семь деревень с пустошами. Ивану Алферьеву, заместо Богородского, пожаловано было в 1595 году село Ивановское. [6]

Можно вообразить, как развивались события в эти два года.

Прибыли к Ивану Алферьеву люди из монастыря, предъявили царскую грамоту хозяину и стали камень ломати да известь зжечь. Вряд ли смог Иван Алферьев что-то возразить против воли Царя и Великого князя. Можно было б и не пустить на свои земли пришлых людей. Однако, ослушаться Царя Иван не посмел. Но и тягостно ему было смотреть на то, как земля из пахотной становится «землёй неудобной».

А ему как же быть? Ведь сын боярский с земли служит, с неё же и кормится. Коль Царь позовёт на войну, немедля должен сын боярский прибыть в войско «конным и оружным», да ещё и запас корма коню иметь, да и себя как забудешь. То есть крестьяне его собрать должны в поход. Но крестьянам своего помещика не с чего в поход собирать. Земли то разоряются, пусть и для благого дела.

Посмотрел Иван Алферьев на это вот всё и сам написал челобитную Царю и Великому Князю Феодору Иоановичу. Была ли грамота, нет ли – нам не ведомо. Скорее всего была, но не сохранилась. А вот что там написано было, предположить мы можем.

Царю Государю Князю Феодору Иоановичу Всеа Руси бьёт челом холоп твой … Ивашка … сын Алферьев.Служил я тебе Государю лет десят и болши и всякие ваши Государевы службы был я холоп твой на вашей Государеве службе в [тут, как правило, перечисляли места, где челобитчик был и какую службу нёс].
И вашу Государеву службу служил с пожаловаными в ряд а по твоим Царским жалованьем поместным окладом и денежным жалованьем вёрстан я землицей и селом малым с чего и службу тебе, Царь Государь, служу.
А пришли по твоей грамоте люди с Троицкаго Сергиева монастыря, да по твоей грамоте стали камень на моей земле ломати извести зжечь. Да вся земля в негодность пришла и служить мне будет не с чего да и людишки мои так рабегуца кто куда.
Милосердый Государь Царь и великий князь Феодор Иоанович всеа Руси пожалуй меня холопа своего своим Царским жалованьем вели Государь мне холопу своему взамен землицы пожаловать чтобы было с чего служить Царь Государь смилуйся пожалуй

Так ли было на самом деле, нет ли – нам неведомо. Но логика жизненных обстоятельств подсказывает – так действительно могло быть.

МОНАСТЫРСКИЕ СТЕНЫ

Как бы то ни было, к концу шестнадцатого века монастырские стены уже возведены. Каковы они были, нам подскажет опись 1641 года.

Итак, крепостная стена имела два боевых яруса – нижний для подошвенного боя и верхний, в коей было два ряда бойниц.

«Городу в стене толщина полторы сажени а инде и в две сажени; а вышина городу у у Красные башни до зубцов две сажени, исподгорья от прудов у Луковые башни по зубцы ж две сажени с полусаженью». Так записано в Описи.

Одна сажень равняется, по современным меркам, 2,1 метрам. Читатель сам может посчитать толщину и высоту стен. Однако, следует учесть, что высота указана до зубцов, так что ещё полтора метра до зубцов надо добавить к высоте всей стены.

Согласно же сведениям историков [1, 7], общая высота стен указывается от 5,5 до 6 метров при толщине в 3,5 метра. Согласно этим же сведениям, стены выложены из кирпича «на сплошном фундаменте из булыжного камня глубиной до 2 м».

Что же касается артиллерийского наряда крепости, то он был внушителен. Согласно Описи, в подвалах Больничных палат хранилось 600 пудов «пушечного зелья». Да на Житном дворе в каменной палате тоже много пороха хранилось. Были в монастыре и собственные мастерские по изготовлению и ремонту оружия.

Сравнивая вооружение Троице-Сергиева монастыря с крепостями того времени, не перестаёшь удивляться. На крепостных стенах монастыря, опять же согласно Описи, было установлено 90 орудий, не считая тех, что хранились в арсеналах. А вот Нижегородский кремль, имея протяжённость стен в два раза большую (1 000 саженей против 547), имел на своих стенах лишь 83 орудия. Смоленская крепость имела 106 орудий, хотя длина крепостных стен превышала таковую Троицкого монастыря в пять раз (2 500 сажени).

А ведь Троицкий монастырь расположен в самом центре государства и особо ему ничего не угрожало. В то время, как другие крепости стояли недалеко от границ и подвергались постоянной опасности.

Крепостные укрепления Троицкого монастыря стали не столько образцом для подражания, сколько своего рода эталоном для постройки аналогичных сооружений в других монастырях.

Монахи Кирилло-Белозерского монастыря просили царя, чтобы и «велено было новый каменный город … строить … как у Троице в Сергиевском монастыре город строен».

Царь Алексей Михайлович Романов стремился Саввино-Сторожевский монастырь сделать подобным монастырю Троицкому. Он называет их «женихом» и «невестой».

А патриарх Никон говорил о том, что среди почти трёх тысяч монастырей есть три великие царские крепости: первый монастырь Святой Троицы, он больше и богаче всех остальных, второй Кирилло-Белозерский и третий – Соловецкий.

КРАТКИЕ ИТОГИ

Итак, точная дата начала и окончания строительства крепостных стен нам неизвестна. Коль скоро многие историки не указывают иных документов, кроме вышеуказанных, то можно сделать вывод о том, что таковые не сохранились. Хотя нельзя исключать и то, что таковые документы ждут своего часа в недрах архивов и ждут своего исследователя.

Итак

  1. В 1513 году в Сергиева монастыре поставлены ворота кирпичные, а на воротах храм преподобного отца Сергия.
  2. В 1540 году, в марте, Великий Князь Иоанн Васильевич посылает грамоту в Переславль. А в грамоте той даётся право монастырю добывать камень на монастырскую ограду в Переславском уезде и на «на чьих землях бы не нашли».
  3. В 1547 году дал Великий Князь Иоанн Васильевич «чюдотворцу Сергию 3000 рублёв». Историки утверждают, что деньги даны на строительство стен. Однако в источнике об этом прямо не говорится. А вот в том же году купил монастырь село Бужаниново за тысячу рбулёв.
  4. В 1550 году игумен Серапион просил Царя Иоанна Васильевича о том, чтобы крестьяне не были занимаемыми никакими работами, потому как обращены они на поддержание укреплений монастыря.
  5. К 1593 году западная часть стены обветшала. По челобитной архимандрита Киприяна, велел своим указом Царь и Великий Князь Феодор Иоанович сыну боярскому Ивану Алферьеву разрешить добывать камень монастырским людям в его селе Богородском.

Похоже, что строительство каменной ограды монастырской могло начаться ранее 1513 года, со строительства каменных ворот. Может быть и стоит именно с этой даты отсчитывать начало строительства?

Коли в 1593 году западная часть стены обветшала и обвалилась, можно предположить, что к этому году крепостные стены стояли уже лет этак двадцать, а то и более. Но нельзя исключать и то что обвалившаяся стена построена была не слишком качественно.

К концу шестнадцатого века вокруг Троице-Сергиева монастыря поднялись стены, высотой до шести метров и толщиной три с половиной метра. По периметру стены встали двенадцать трехъярусных башен

Точный год окончания строительства нам неведом. Равно как не знаем мы всех подробностей строительства. Однако, не будем терять надежду на то, что где-то в архивах могут быть найдены документы, которые поведают нам подробности строительства.

Читайте полный текст описи города каменного

При написании данной статьи использованы следующие источники

[1] В. И. Балдин, Т. Н. Манушина. Троице-Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV-XVII вв. – Москва «Наука», 1996.

[2] Опись Троице-Сергиева монастыря 1641 года, подготовленная к печати С. Н. Дурылиным и М. Ю. Олсуфьевым в 1919, 1922 гг. на 314 листах. ф.173.II, ед. хр. №225. Отдел рукописей РГБ.

[3] Токарева Т. Ю. Артиллерия Троице-Сергиева монастыря в XVII-XVIII вв.

[4] Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи. Том I. Изд-во Тип. II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, Санкт-Петербург, 1836 год

[5] Историческое описание свято-Троицкия Сергиевы Лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором московской духовной академии а. В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида. Краткий летописец Святотроицкия Сергиевы Лавры.

Сам же «Краткий летописец…» был издан в 1865 году в издании «Летопись занятий археографической комиссии. Вып. 3. 1864 год»

[6] Дмитриев Г. С. Этапы и условия формирования вотчинного фонда Троице-Сергиево монастыря в Рождественской и Серебожской волостях Переславского уезда. // Богословский вестник.2021. № 1 (40), стр. 195-221.

[7] Троице-Сергиева Лавра. Художественные памятники. Под общей редакцией Н. Н. Воронина и В. В. Косточкина. Изд-во «Искусство», 1967 год.

  • Полный список публикаций - в статье, ссылка на которую приведена ниже