Найти в Дзене

Болевая тема: заметки на полях альманаха «День поэзии – XXI век. 2022–2023»

«День поэзии - XXI век» 2022 - 2023. Обзор подготовил Виктор Петров – выпускающий главный редактор издания «День поэзии – XXI век» – специально для проекта «Русский академический журнал».
«День поэзии - XXI век» 2022 - 2023. Обзор подготовил Виктор Петров – выпускающий главный редактор издания «День поэзии – XXI век» – специально для проекта «Русский академический журнал».

Если представить отечественную поэзию в целом как древо, то за годовые кольца вполне сойдут выпуски альманаха «День поэзии» начиная с 1956 года.

Благословенные для подлинного стихотворчества времена невозвратно ушли, вернее, значимость поэтического слова девальвировалась. Ранее ведь существовало единое литературное пространство, образованное немыслимыми ныне тиражами журналов и иных периодических изданий. Нынешняя соцсеть всё-таки тому не замена.

Но какой смысл посыпать голову пеплом?! Не лучше ли обратиться к свежему альманаху «День поэзии – XXI век. 2022–2023 год». Рекомендую – как один из главных редакторов его выпуска наряду с Максимом Замшевым и Андреем Шацковым.

Идейно альманах поверяется русской классикой. Эссе о Фёдоре Тютчеве, Алексее Толстом, Аполлоне Григорьеве и Валерии Брюсове идут в разделе «Поэтический мемориал», открывая объёмистое издание. К ним примыкают статьи о Маяковском, Цветаевой, Заболоцком, Светлове, Корнилове, Асадове, Гамзатове и Межирове, – о тех, кому исполнилось 100 и более юбилейных лет. Далее творческими портретами и стихами представлены известные авторы, как уже ушедшие, так и ныне здравствующие.

Алфавитный порядок уравнивает поэтов. Но до́лжно отдать дань болевой теме. Она звучит вполне определённо на страницах издания. Анна Ревякина (Донецк) на щемящей ноте пишет хронику мужества:

Мариуполь мой, на два берега поделённый,
принимавший в себя смертельные батальоны,
отдававший людей через узкие коридоры.

О штурмовиках достоверно повествует, словно бы вживаясь в тяжкие и героические судьбы тех, кто на самом «передке», Семён Пегов (Донецк):

Их давно не обманешь, не запутаешь байкой-чуйкой,
Каждый из них упрям в доле своей штрафбатской,
Осознавая, что нет воздушнее и летучей
Обретённой в бою свободы степей Донбасса.

Дмитрий Артис (Москва), выбравший лично для себя ратную долю и издавший книгу «Дневник добровольца», с полным правом свидетельствует:

Сгущались над равниной тучи,
Но верен был и был суров,
Как Божий суд, отряд летучий
Безбашенных штурмовиков.

Юрий Кублановский (Москва) в «Донбасском триптихе» высказывает заветное желание – дождаться,

как польётся благовест над округой,
отпоют живые погибших,
прирастёт
своим же Отчизна.

Ему вторит Олеся Николаева (Москва), рассуждая вначале вроде бы о рифме, а далее выходя на запредельность чувств, когда уже нет слов, но есть нечто высшее:

Война рифмуется с виной,
и со страной, и со струной,
когда с надрывной скрипкой
встречается смычок больной…
Война рифмуется со мной...

Отличительная черта альманаха в том, что под одной обложкой собраны стихи очень разных, и в то же время хороших, если не сказать – значительных поэтов, отличаемых в разливанном море стихотворцев уже хотя бы стремлением следовать в фарватере заявленных великих имён. Обширна география: от самых от окраин до Москвы. И если вся страна участвует в спецоперации напрямую или опосредованно, то поэтическое эхо общего дела явственно слышится со страниц альманаха.

Читать