Мощный монолит альманаха «День поэзии» непроизвольно отсылает к советским временам, когда, несмотря на все издержки, издания, посвящённые поэзии, играли и социальную роль, будучи востребованными, читаемыми, даже популярными…
Итак, новый номер альманаха – «День поэзии-XXI век, 2022–2023».
Он богат – представляя срез современного поэтического пространства, вероятно, охватывает всё лучшее, что предлагает сегодняшняя поэзия; но также ярко представлены и юбилейные, и мемориальные разделы.
2022–2023 годы обильны юбилеями: здесь и Фёдор Тютчев, и Алексей Толстой, и Валерий Брюсов; вспоминаются и не столь давно ушедшие Сергей Мнацаканян, Борис Романов, Владимир Костров.
Впечатляет статья Вячеслава Лютого об Анатолии Аврутине: глубоко проникающая в корневую сущность поэта, исследующая различные ракурсы творчества.
Сильно звучат стихи Анатолия Аврутина:
И когда старика роковая печаль одолела,
И когда ощутил он, как мало оставлено дней,
Тяжело прохрипел: «А какое, какое мне дело,
А какое мне дело до Родины гиблой моей?..
Что с того, что она одарила меня травостоем,
Где росинка к росинке, где солнце рассыпано вдрызг…
Мне внушали всю жизнь, что мы Родины нашей не стоим,
Что мы только песчинки, лишь брызги разбрызганных брызг…
Трагедия бытия рассматривается поэтом через призмы, связанные с космосом и Родиной: её восприятием, счастьем и болью.
Рокочут ритмы Владимира Алейникова, наполненные метафизикой и тайной, в том числе возникновения музыки – вечной музыки бытия, без которой его невозможно представить:
Откуда бы музыке взяться опять?
Оттуда, откуда всегда
Внезапно умеет она возникать –
Не часто, а так, иногда.
Откуда бы ей нисходить, объясни?
Не надо, я знаю и так
На рейде разбухшие эти огни
И якоря двойственный знак.
Лёгкостью – сквозь бытийную тайну отчаяния, ибо движение жизни известно в какую скатывается бездну, – звучат стихи Николая Алешкова, пронизанные солнцем жизнелюбия:
В это утро, солнечное, летнее,
Думать – далеко ли до черты
Просто лень. И помыслы чисты.
Радуюсь, что лето не последнее
На моём веку.
Собственную мифологию, базирующуюся на славянской традиции, предлагает стихом чеканным и литым Владислав Артёмов:
Мы пойдём с тобою по дороге,
Там, где сосны в золоте смолы,
Где крадутся меж деревьев боги,
Для чего-то прячась за стволы.
Коротка дорога, далека ли,
Вдаль от нас бежит или же к нам,
Помнишь, эти боги окликали,
Называли нас по именам.
Шаровая мощь и по-хорошему избыточная яркость присущи поэзии Юрия Беликова, бушующей и неистовой, вместе – своеобычно-музыкальной и бесконечной, как воздух:
Я видел дуб – без кроны и корней.
Его спилили – обратили в плаху
и на скрещенье мировых путей
установили – подивись размаху!
И слышится: «Каков был исполин!
А кольца! Кольца! Прямо вековые.
Неисправим. Дуплист. Неиспалим.
Хотя ещё палили при Батые…
Волшебной алхимией звука и смысла поют, устремлённые к духовному сердца мира, созвучия Натальи Гранцевой:
В молитве полуночной благодаренья,
Я знаю, есть миг золотого смиренья,
Когда отворяет воскресшее зренье
Реликтовый свет неземного творенья.
Цветовая гамма мысли завораживает…