На счету Юрия Стоянова, народного артиста России, около 100 ролей в кино, но помнят и любят его как автора, постановщика и исполнителя ролей в легендарной программе «Городок».
Я никогда не умел себя продавать, предлагать. Никогда не дружил с ассистентами, не слал эсэмэски режиссерам, чтобы напомнить о себе. Всегда считал, что если меня роль нашла, так уж нашла.
10 июля Юрию Стоянову исполнилось 67 лет. Цитаты из его интервью о творчестве и востребованности пожилых артистов и о том. как в России относятся к людям поколения 60+, и в жизни, и кино.
«Кого полюбит зритель?»
«Были такие братья Шенки из Рыбинска, одни из основателей Голливуда. Они и читать не очень-то умели, но один вопрос через секретарш, читавших им сценарии, формулировали авторам верно: «Кого полюбит зритель?»
Юрий Стоянов родился в Одессе в семье педагога и врача. В детстве писал стихи, рисовал, играл на гитаре, занимался фехтованием и даже стал мастером спорта. Занимался в актерской студии при Одесской Киностудии.
«Когда был маленьким, моя мама — заместитель директора школы № 27 по воспитательной работе — абсолютно в духе своей должности сказала: «Я тебя выброшу с пятого этажа, с балкона». То была угроза после какой-то двойки, на что я сказал: «Не выбрасывай меня, пожалуйста. Ты ещё будешь мною гордиться».
После окончания средней школы поступил в ГИТИС. Его соседом по комнате в общежитии был Виктор Сухоруков.
И Витя [Сухуруоков]говорит: такой уверенный в себе. Не очень свойственная мне штука, значит, какое-то количество энергии уходило у меня на то, чтобы производить это впечатление, потому что я не уверенный в себе человек. Дальше — очень красиво одетый, — ну, это Одесса, — длинноволосый, с гитарой..
Юрий Стоянов после окончания ГИТИСа работал в ленинградском БДТ (1978-1995), где, чаще всего, его приглашали на роли второстепенных героев, которые пели и грали на гитаре.
У меня было такое клише, приклеившееся к моей внешности: худого, длинноволосого, смазливого парня. Но это была только моя обёртка, обложка меня. А сам я всегда тяготел к характерным работам. И это был очень сильный диссонанс. А чтобы убедить, что я другой, надо предпринять очень серьёзные усилия.
Стоянов долго пребывал в роли того самого «парня с гитарой». Его единственной большой ролью в БДТ стала роль Моцарта в спектакле «Амадеус», с которым в 1988 году он побывал на гастролях в Токио. В 1995 году ушел из театра.
«Утром я иду на телевидение: там от меня очень многое зависит, уже люди зависят — есть программа [«Городок»], есть проект. А вечером прихожу в театр, — где я полный ноль».
«Городок». Каждый выпуск мы делали как последний
Известен с 1993 года, буквально после первого выпуска ТВ программы «Городок», которую создал и делал вместе со своим другом и соавтором Ильей Олейниковым.
— «Городок» появился, потому что мы нашли самую простую, совершенно народную форму маленькой, короткой истории, близкой к анекдоту. Она очень демократичная и очень простая.
— не думали одинаково, но мы думали об одном
— Мы брали историю, анекдот, который близок к наблюдению. Где можно сыграть двух интересных и очень разных людей. Вот и всё, что мы делали.
— то, что мы с Ильёй получили народных артистов, минуя заслуженных, у нас вообще не было званий никаких. Это крайне редкий прецедент.
— ...не было бы «Городка» — не было бы никаких «12», ну что вы. Как бы я там оказался? Откуда бы Михалков узнал, что я есть? Нас с Ильёй не снимали из-за «Городка», но если снимали — то тоже из-за «Городка». И если берёт такой режиссёр, как Михалков, он берёт, потому что тоже увидел там что-то.
С Ильей Олейниковым (1947—2012) они родилась в один день, 10 июля, но с разницей в десять лет. Когда Илья Олейников умер, Юрий Стоянов закрыл программу.
Мы никогда не являлись с ним единомышленниками, в том смысле, что не думали одинаково, но мы думали об одном.
«Это была моя первая заметная роль в кино»
«Первую главную роль в кино я сыграл в 41 год в «Ландыше серебристом» у Тиграна Кеосаяна. Потом у него же в «Зайце над бездной» — фильме, который я очень люблю. Потом был фильм «12» — там метражная, но не главная роль. Сейчас предложений стало больше, и чем дальше, тем меньше будет конкуренция, думаю. Возраст после шестидесяти считают в России «возрастом дожития», нас не так много, а ролей станут предлагать тем больше, чем дольше я проживу».
«Я сразу понял, что история "Вампиров средней полосы" обречена на успех»
После этого вновь последовали небольшие роли в кино и сериалах. Пока не вышел сериал платформы START «Вампиры средней полосы» (2021), который стал бенефисом Стоянова.
«Такого успеха я не ожидал. Вообще, ожидаемый успех, как правило, обманчив, а я много раз обманывался и был обманут предчувствиями и прогнозами. В этот раз я приятно награжден популярностью сериала. На мой взгляд, она связана с тем, что в «Вампирах» по-западному системный подход к формату пророс на нашей человеческой почве».
«Им [создателям] грела душу некоторая моя универсальность, если можно так сказать про себя, хотя это нескромно. Роль писалась на меня, и узнал я об этом, когда меня пригласили на пробы».
«Дед Слава прожил тысячу лет, у него в голове историческая каша, поэтому он иногда на современные реалии отзывается шутками из прошлых веков».
«Когда ты приходишь к такому возрасту, когда уже не сыграл «Короля Лира», уже не сыграл в «Мещанах», еще не сыграл в «Детях Ванюшина», да и в «Крестном отце» все точно знают, что это был не ты, то хочется все равно какого-то своего главу клана. Так что «Вампиры средней полосы» – это мой «Крестный отец»!
В 2009 году вышел фильм «Человек у окна» (2009), который не собрал большой кассы, но имел успех на кинофестивалях. Сюжет построен на истрии «человека у окна», которую Стоянов привез с японских гастролей БДТ, и в фильме сыграл пятидесятилетнего актера. Сценарий написал Илья Тилькин, фильм снял режиссер Дмитрий Месхиев.
Для меня Дима — потрясающий режиссёр. Знаете, он как-то на съёмках ко мне подошёл и говорит: «Юра, у нас технические проблемы, минут на 15-20 мы задерживаем съёмку, подождешь?» На что я ему сказал: «Дима, я 30 лет ждал этой картины, так что уж 15 минут как-нибудь подожду»...
Это история о никому не нужном артисте, которому уже немало лет и у которого всё непросто и в театре, и в жизни. Это история хорошего человека не в самое хорошее время. История о том, как остаться порядочным, несмотря на множество вызовов вокруг. Человек в этой картине обладает уникальной способностью: он домысливает диалоги людей и меняет ход событий. Само название — «Человек у окна» — я привёз с гастролей в Японии. Там в больших компаниях в офисе у окна сидит человек, который рассказывает о том, что происходит на улице. Эту работу, как правило, доверяют нездоровым людям, которых сейчас принято называть особенными. Длинный, бесконечный монолог для сотрудников, которые не могут оторваться от работы и не видят ничего, кроме своего компьютера или чертежа. Эта профессия называется «человек у окна» — ёмко, функционально и поэтично.
Когда в 2023 году вышел сериал «Артист с большой дороги» Стоянов подтвердил, что это не первый случай, когда сценарий был написан под него:
Их три. Это «Человек у окна» Дмитрия Месхиева – полный метр, сериал «Вампиры средней полосы» и вот эта история «Артист с большой дороги».
«...в кино нас [пожилых артистов] видеть не хотят»
— Если бы пожилые артисты не были востребованы в США, не появился бы мой любимый сериал «Метод Комински». У нас такой сериал не может появиться. Сядут четыре продюсера, два продакшена, три прокатчика и скажут: «Ну, хорошо. Стоянов, Гармаш, Маковецкий — нормально. А если один Стоянов? Маловато! Надо к нему Петрова или Паля — молодыми разбавить».
— В кино нас видеть не хотят, только в сериалах. А на телевидении не приветствуются пожилые лица: только Познер, Якубович, Стоянов, может, кто-то еще.
— «Метод Комински» призывает не отказывать шестидесятилетним людям в том, что ты считаешь естественным для себя, когда ты молод.
«Читаю, перечитываю, ай да Стоянов, ай да Сукин сын»
В 2017 году в издательстве «Эксмо» вышла книга Юрия Стоянова «Игра в городки»
— Поводом стало одно длинное-длинное событие. Оно называется «моя жизнь». Ну и потом, как-то надо отметить юбилей. Как подумаю: «Что это такое – 60? Почему 60? Для кого 60?» Никак эта цифра у меня со мной не ассоциируется. Ну и издательство меня спровоцировало.
— ...получилось близкой к тому, каким я сам себя представляю. Это сочетание искренности, юмора, самоиронии и какой-то грусти.
«Счастье артиста должно быть всеобщим, а несчастье глубоко законспирированным...»
Первый сын у меня родился в 78-м, а второй — в 80-м.
«Вместо диссертации подарил отцу двух внуков. Первого из которых он принимал сам как гинеколог, а потом внуков у него отобрали, потому что я развелся. А потом вообще лишили возможности видеться с ними, потому что я вторично женился» — Юрий Стоянов в книге «Игра в городки».
Стоянов был трижды женат. У него двое сыновей от первого брака. Он воспитывал двух дочерей третьей жены. В этом браке в 2003 году родилась дочь Екатерина. О своей личной жизни артист предпочитает не говорить:
«Моя жизнь, моя огромная вина в этой жизни, и много поступков, которые я совершил, я за них расплачиваюсь, я за них отвечаю… Счастье артиста должно быть всеобщим, а несчастье глубоко законспирированным аплодисментами».
Юрий Николаевич Стоянов (род. 10 июля 1957) — российский актёр театра и кино, юморист, пародист, телеведущий, музыкант; народный артист Российской Федерации (2001).
Четыре премии ТЭФИ за программу «Городок»: 1996 в номинации «Лучший ведущий развлекательной программы»; 1999 и 2002 в номинации «Развлекательная программа»; 2001 в номинации «Лучший ведущий развлекательной программы».
В 2008 стал одним из 12 лауреатов национальной кинопремии «Золотой орёл» в номинации в номинации «За лучшую мужскую роль» (фильм «12» Никиты Михалкова)
Сейчас в постпродакшене несколько фильмов и сериалов с участием Юрия Стоянова.
...я сейчас нужен, я востребован, слава богу
Поздравляем народного артиста с днем рождения и пожелаем ему новых ролей.
Какие фильмы и программы с участием Юрия Стоянова видели, какие любите?
© Надежда Маньшина
Фото: Собака.ru; Кинопоиск; kino-teatr.ru; Pinterest
Источники: Кинопоиск, Комсомольская правда, Wikipedia