Найти в Дзене
Умная Коллекция

Лев Лагорио - первый ученик Айвазовского и гениальный акварелист. Картина "Шторм" 1903

Оглавление

Морские пейзажи способны передавать все оттенки человеческих чувств и настроений. Бушующее море демонстрирует накал страстей, смятение. Штиль порождает ощущение спокойствия и умиротворения. Мастера-маринисты часто пользовались особым “языком моря”, чтобы подчеркивать страсти и состояния души.

Иван Константинович Айвазовский, самый известный из маринистов, часто пользовался одним приемом – он противопоставлял человека стихии, достигая эмоционального накала. Художник писал всегда по памяти, практически не работая с натурой. Именно поэтому на его полотнах присутствует талькой разительный контраст света и тени.

Лев Феликсович Лагорио - первый ученик Айвазовского, уроженец Крыма, а потому с детства привыкший работать на пленере, не стал заимствовать у учителя приема утрированной контрастности. Вместо этого большинство его картин источают спокойствие и умиротворение рассеянного света, гармонию и красоту. Темы кораблекрушений и бури он осваивает в 1870-х годах, но параллельно пишет невероятные романтические пейзажи лунных ночей.

Пожилой Лев Лагорио в мастерской
Пожилой Лев Лагорио в мастерской

Влюбленный в Крым и море

Эстетика марин Лагорио фантастически притягательна, а точность, с которой мастер выписывает детали, и его палитра завораживают. Желание достигать фотографического эффекта регулярно заставляло его совершать путешествия на лодке вдоль берегов Балтийского и Черного моря, изучать, зарисовывать, искать новые оттенки и настроения, задумываться о совершенстве природы и величии человеческой души. Поражает глубина перспективы и широта пространственных построений.

У берегов Ливадии. 1895. ГТГ
У берегов Ливадии. 1895. ГТГ
Батум. 1882. ГТГ
Батум. 1882. ГТГ

Несомненно и незаслуженно Лев Феликсович находился в тени своего учителя, хоть и получил признание в академических кругах, имел награды, представлял свои картины ко двору и успешно писал не только в жанре морского пейзажа. Наравне с Айвазовским и Боголюбовым выставлялся за рубежом, принимал участие во всемирных выставках. Много путешествовал по России, учился во Франции, бывал в Италии, писал Константинополь.

На острове Капри. Береговые утесы. 1859. ГТГ
На острове Капри. Береговые утесы. 1859. ГТГ
На острове Капри. Рыбацкий домик. 1859. ГТГ
На острове Капри. Рыбацкий домик. 1859. ГТГ

Лагорио по праву считается вторым после И. К. Айвазовского крымским художником, отразившим в своем творчестве незабываемую красоту волшебного края, окутанного благоговением, легендами и восхищением всех, кто приезжал c материка.

Акварель "Шторм"

Покажем изумительную акварель «Шторм» Льва Феликсовича Лагорио из нашего собрания.

Лев Феликсович Лагорио. Шторм. 1903 год
Лев Феликсович Лагорио. Шторм. 1903 год

Лето 1903 года мастер провел в Судаке, на Южном побережье Крыма, где у него была своя мастерская. Этот период оказался плодотворным, и он создал множество акварелей с видами полуострова, многие из которых позже экспонировались и/или были использованы для оформления почтовых открыток. Мягкая бархатная кисть Лагорио с нежностью запечатлевала все изменения любимых мест.

В 1900-х все чаще мастер работал с акварелью, нежели с маслом. Сказывался возраст, а привычка работать в долгую, тщательно выписывая детали, сделала масло менее предпочтительным для пожилого художника. Быстрая акварель же давала возможность ухватить все новые и новые морские мотивы, настроения, сюжеты. В 1905 году Лагорио не стало.