Найти тему
Цитадель адеквата

Об ударном строительстве пирамид как этапе на пути к коммунизму

Есть мнение, что не стоит опустошать недра, чтобы обогатить олигархов. Комментарий с таким мнением, кажется, появился под статьёй о геологии Антарктиды, но – не суть. Суть в том, что Карл Маркс сурово осудил бы такую позицию, как близорукую.

-2

В трудах Маркса, как и в советском школьном учебнике, говорилось прямо, – только имущественное расслоение общества смогло вывести человечество из дикости, в которой вид пребывал сотни тысяч лет. Именно возникновение социальной несправедливости и связанных с ним противоречий (как источника движения) породило цивилизации… Дальше там, правда, начиналась ерунда, в духе «побаловались и хватит, пора назад», но это не отменяет сказанного.

Кто-то, впрочем, возразит, что дело в росте производительных сил. Но – нет. Не в нём. В концентрации и перераспределении.

-3

И это уже кстати о пирамидах, строительство которых финансировалось фараонами за счёт собираемых с трудящихся натуральных податей. Не дорого ли обходились простым египтянам гробницы царей?

Вообще нет. Египтяне же строили пирамиды, а значит, не тратили, а зарабатывали. Прямо или косвенно доход от национальной программы гробницестроения получали сотни тысяч человек. Парадоксальным образом, никакой выгоды заведомо не получал только сам фараон. Даже если доживал до завершения строительства. И даже если занимал законное место в саркофаге. Египетские верования увязывали посмертное благополучие с сохранностью мумии и сокровищ, но это же не работало. Каждые раз, когда всласть слабела, пирамиды подвергались разграблению.

То есть, собранное в виде податей зерно фараон в любом случае возвращал народу, – но за работу. С точки зрения народа (и тем более самого фараона), будто бы, ненужную. Однако, проворот зерновой сансары приводил в движение механизмы добычи и накопления знаний, а также создания культурных ценностей.

-4

Без фараона это не работало бы.

...И тут стоит задуматься о законе сохранения. Народ выращивает зерно, фараон отбирает урожай и отдаёт народу же, но за строительство пирамиды. Народ хлеб съедает. Теперь убираем фараона. Всё, вроде бы, то же. Народ производит и потребляет, – ровно столько же. Но пирамиды-то на выходе нет. А значит, труда затрачено меньше.

Перераспределение ресурсов заставляет людей больше работать, только и всего.

Причём, образующийся таким образом избыток так или иначе конвертируется в цивилизационное развитие.