Монету, с момента её изобретения, портили все и везде: древнеримские императоры и средневековые европейские короли, русские цари и ближневосточные деспоты - велик был соблазн получить приличный единовременный доход, пока население не разобралось, что вместо полноценного серебряного денария, гроша или такой же полноценной серебряной копейки ему подсовывают биллонную монету или вовсе - медяк. Плати людям жалование медью, а налоги с них "высочайшим указом" повелевай собирать серебром и будет тебе счастье. До первого крупного бунта, конечно, или до бешеной инфляции, разрушающей в труху экономику, хотя в моменте - выигрыш очевиден.
Монету портили всегда. И, зачастую, делали это или при подготовке к войне, или в ходе еë ведения, когда прочие прямые и косвенные налоги уже придушили население - помните, как говорил принц Лимон из выдающегося произведения Джанни Родари: "Мы ввели налог на воздух, но вы стали меньше дышать". В XX веке именно война добила полноценную монету - после Первой мировой практически все страны света стали отвязывать свои валюты от золотого содержания, хотя серебряную разменную мелочь чеканить какое-то время ещё продолжали.
Серебру же окончательное "всë" сказала подготовка к следующей войне, которая войдëт в анналы истории как Вторая мировая. Извините, уважаемые читатели, за столь объëмную подводку: коллекционеры с опытом знают озвученное выше лучше меня самого, но по нашим следам идут новички - им это может оказаться полезным, и мы их просветим. Так вот, в 1920-1930-ые годы монету в мире начали бить из разного "эрзац-сырья": кроме драгоценных металлов из оборота стали пропадать никель (он заменялся дешëвой сталью) и медь (вместо неë шла латунь с высоким содержанием цинка, а позже - и сам цинк).
Фашистская Италия не могла оставаться в стороне - как и в соседней нацистской Германии, вовсю готовившейся к мировому переделу, там выводилась из оборота никелевая мелочь (этим металлом можно легировать броню для военной техники), а вводилась - мелочь из нержавеющей стали, из разработанного в 1930-ые годы для монетной чеканки семейства сплавов под названием "акмонитал" (от итал. Acciaio monetario italiano - итальянская монетная сталь). Монеты массово чеканились с 1939 года из магнитного и немагнитного акмонитала (которые различались содержанием железа и никеля в сплаве) в четырёх номиналах: 20 и 50 чентезимо, 1 и 2 лиры.
Разумеется, на этих новых монетах продолжили изображать фашистскую атрибутику, черпавшую вдохновение в имперском периоде Рима: фасции и навершия легионных штандартов с орлами в различных "хищных" позах. Интересна их датировка - она двойная: от Рождества Христова и Era Fascista (календарная эра, берущая начало с назначения Бенито Муссолини премьер-министром Италии в ходе марша на Рим 29 октября 1922 года - даты в ней обозначались римскими цифрами, как на приведëнных мною в статье иллюстрациях, где на монетах в 1 и 2 лиры значится XVIII год, то есть "Anno XVIII, Era Fascista", что соответствует 1939/1940 годам от Рождества Христова).
Итальянская нержавейка хорошо показала себя в монетном деле. Денежные знаки из неё обладали высокой износостойкостью и почти не подвергались коррозии. Акмонитал также использовался для производства монет в покорённой итальянцами Албании, в близких Италии культурно и географически Ватикане, Сан-Марино и Турции. Выходило дёшево и сердито - не надо тратить на чеканку стратегическое сырьё, ведь железа (а его содержалось в сплаве 72-82%) в земной коре куда больше, чем никеля и, тем более, серебра.
Один только недостаток был у акмонитала - его высокая твёрдость, приводившая при чеканке к быстрому износу оборудования на монетном дворе. Впрочем, эта нержавейка держала прочные позиции до самого конца прошедшего столетия: Италия продолжила бить монету и после падения фашистского режима как для своих денежных нужд, так и для коммеморативных выпусков Ватикана и Сан-Марино, вплоть до введения евро.
Суровая и лаконичная эстетика данных монет привлекает к ним внимание коллекционеров по всему миру - не обошло это веяние и автора. Был у меня период в жизни, когда я собирал эти фашистские чентезимо и лиры по вариантам дат как в магнитном, так и в немагнитном акмонитале. Да и послевоенную Италию тоже собирал - дюже здоровские встречались на ней сюжеты из древнеримской истории и мифологии. Сам сплав также приятен на ощупь - хром-никелевая нержавейка, она такая: не пачкается, не окисляется, имеет серебристый синевато-серый оттенок. Молодцы, итальянские металлурги и дизайнеры, включая гениального Джузеппе Романьоли, хорошо у вас получилось!
Звонкий Талер