Пару-тройку лет назад я уже описывал монеты с британским монархом Эдуардом VIII, который занимал престол практически год, да так и не успел короноваться: припомнили ему при дворе симпатии к Третьему рейху - уж больно рьяно заискивал он перед нацистами накануне надвигавшейся войны. Точнее, монеты эти были не с самим Эдуардом (его портретом), а, всего лишь, с его именем и титулатурой, да и выпускались они не для обращения в метрополии. Хотя, как утверждают некоторые нумизматы, пробные портретные оттиски с неудавшимся монархом таки существовали.
Однако, не в одной Британии водились видные политические деятели, симпатизировавшие тогда немцам. Во Франции, накануне войны, довольно большую популярность имели движения, чьи представители с одной стороны разочаровались в Третьей республике, а с другой - хотели сближения с Германией. Одним из их лидеров являлся герой Великой войны (так тогда в Европе именовали Первую мировую) - маршал Анри Филипп Петен. Вот с его-то изображением монеты существовали в самом натуральном виде - о них и пойдëт сегодня речь в нашем повествовании.
А начну я, как это часто бывает, с небольшой предыстории. В глубокой юности, в студенческие годы, довелось мне увидеть в коллекции старшего приятеля одну занимательную монетку: маленький белый кругляш 1941 года достоинством в 5 франков с изображениями топоров и головы с залысинами сразу привлëк моë внимание, хоть и был изрядно потëрт и "побит жизнью" (если так можно сказать применительно к монете). Уже тогда я знал, что данный 5-франковик довольно редок и ценен - своему приятелю я по-настоящему завидовал. Теперь же к моей зависти добавляется ещё и удивление: каким образом он смог добыть такой экземпляр в нашем культурно-историческом захолустье в эпоху доинтернетной торговли?!
Да, передо мной тогда предстала монета, выпускавшаяся в Южной Франции, контролировавшейся так называемым правительством Виши. На еë аверсе изображался портрет маршала Петена, а круговая легенда гласила: "CHEF DE L’ETAT PHILIPPE PETAIN MARECHAL DE FRANCE" (рус. Глава государства Филипп Петен маршал Франции); на реверсе был представлен герб Вишистского правительства со средневековыми топориками - францисками. Девиз республики сменился на "TRAVAIL FAMILLE PATRIE" (рус. Труд, семья, отечество). Монета при диаметре в 22 миллиметра весила 4 грамма и изготавливалась из медно-никелевого сплава, автором еë изображений стал гравëр Габриэль-Бернар (Люсьен) Базо.
В 1940 году война с Германией таки состоялась, наш маршал был назначен премьер-министром, а после падения Франции приобрёл диктаторские полномочия и до 1944 года возглавлял коллаборационистское правительство, разместившееся в курортном городке Виши. Петен обвинил в поражении страны демократические силы и начал натурально "закручивать гайки", ведя борьбу то с либералами, то с коммунистами, то с евреями. В общем, досталось многим. К тому же режим Виши, занимавший неоккупированную немцами южную часть Франции, активно сотрудничал со странами Оси и поддерживался значительной частью французов. Поддерживался до той поры, пока Рейх не начал терпеть поражения на Восточном фронте и в Северной Африке. Тогда-то потомки гордых галлов и смекнули, что сделали ставку не на тех, и начали лихое "переобувание в воздухе". Маршала Петена всë чаще стали называть предателем, и всë больше французов вступало в ряды Сопротивления, значительная часть которого координировалась набиравшим популярность генералом де Голлем.
Но, вернëмся к монетам. Кроме массовой мелочи из цинка (10 и 20 сантимов) и алюминия (50 сантимов, 1 и 2 франка), а также рассмотренного нами 5-франковика, в Вишистской Франции существовали проекты монет номиналом в 10 и 20 франков. Они тоже должны были нести на себе портрет диктатора, однако дальше пробных оттисков дело так и не пошло. Основной же тираж существовавшей 5-франковой монеты с датой "1941" был переплавлен, и из 13 с лишним миллионов отчеканенных экземпляров у населения на руках осталось не более нескольких десятков тысяч монет. Поэтому-то в первой части нашей публикации я говорил о редкости и ценности увиденного мною артефакта.
Что же касается самого Петена, который довольно скоро впал в немилость большинства французского народа, то он в конце войны был приговорён судом к смертной казни, которую, однако, заменили пожизненным заключением (маршалу к тому моменту было, на минуточку, глубоко за восемдесят). В 1951 году его не стало...
P.S. Перед написанием этой статьи я часто размышлял о том, что правильно поступают в тех странах, где не выбивают на монетах портреты ныне живущих людей. Чтобы их лики увековечились в металле, должно пройти время, за которое могут открыться некие "скелеты в шкафу", порочащие доброе имя. И совсем плохо, когда монарх или диктатор ещё при жизни дискредитирует себя в глазах населения - монеты с его образом намеренно царапаются, гнутся, идут в переплавку. А мы, коллекционеры-нумизматы, лишаемся интересного исторического материала, могущего занять достойное место в наших собраниях, как это в своë время случилось с монетами другого правителя, объявленного французами предателем (о них я тоже уже писал ранее, ссылку на статью привожу ниже).
Ваш Звонкий Талер