Найти в Дзене

ОТКРОВЕНИЕ (ч.67): И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оглавление

(Откровение 22:6-21)

Никакие другие слова не могут служить лучшим началом для последнего урока наших занятий по Откровению, чем те, что принадлежат Альберту Болдингеру: «Мы только что проделали долгий и довольно-таки трудный путь, который привел нас... на “высокую гору”, где с высоты птичьего полета нам было позволено взглянуть на землю славы. За нашей спиной - останки “четырех коней Апокалипсиса”, пепел угасших вулканов, завалы от бушевавших когда-то смерчей, обломки социальных катаклизмов, руины таинственного [Вавилона] и безбожных империй. Грех, зло и человеческие страсти сделали свое губительное дело. Армагеддон завершился. Агнец Божий повсюду одержал победу. Что же осталось?»

А остались только последние стихи Откровения. Дух использовал последние шестнадцать стихов главы 22 для завершения книги.

На первый взгляд, эти шестнадцать стихов кажутся довольно несвязными. При более близком рассмотрении станет видно, что в них, по большей части, повторяются главные мысли, встречавшиеся в книге ранее, - и Господь хочет, чтобы мы запомнили эти истины. Эти стихи имеют особое значение, потому что в них содержатся последние слова Библии, последние вдохновенные слова из всех когда-либо написанных.

ПОВТОРЕННЫЕ МЫСЛИ

Многие мысли в Отк. 22:6-21 отражают первые слова книги. Прочтем еще раз начало Апокалипсиса: “Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное чрез ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел” (1:1, 2).

В главе 22 мы читаем, что ангел сказал Иоанну: “...Господь Бог святых пророков послал ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре” (ст. 6; см. ст. 16). Иоанн пишет: “Я Иоанн видел и слышал сие” (ст. 8). Так Бог напоминает нам, что книга Откровение - это не подборка разрозненных мыслей из невдохновенных источников (как думают некоторые); она исходит от Него.

В начальных словах главы 1 есть фраза: “чему надлежит быть вскоре” (ст. 1). В стихе 3 той же главы сказано, что “время близко”. Глава 22 содержит аналогичные слова: в стихе 6 говорится, что Бог послал Своего ангела, чтобы показать Своим рабам, “чему надлежит быть вскоре”. В стихе 10 мы узнаем, что ангел сказал Иоанну не запечатывать слова, “ибо время близко”. Эта фраза напоминает нам первейшую цель Откровения - поддержать гонимых в те дни христиан, а отнюдь не дать им расписание событий на тысячу лет вперед.

Далее в начальных словах книги мы находим особое благословение читающим и соблюдающим: “Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего” (1:3). Откровение завершается подобным же благословением: “Блажен соблюдающий слова пророчества книги сей” (22:7). В этом стихе Бог напоминает нам, что наше изучение было не просто умственной разминкой. Цель Откровения - изменить наше мировоззрение и нашу жизнь.

В первой главе Иоанн обращался “к семи церквам, находящимся в Асии” (1:4; см. 1:11). В последней главе Господь говорит Иоанну: “Я, Иисус, послал ангела Моего засвидетельствовать вам в церквах” (22:16). И вновь Бог подчеркивает важность местной общины. Он напоминает нам, что общая цель книги - помогать местным церквам и укреплять их.

Приветствие Иоанна общинам в главе 1 звучало так: “Благодать вам и мир” (ст. 4). А главу 22 он завершает благословением: “Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами” (ст. 21). Это напоминает нам, что Божья благодать есть начало и конец нашей надежды и нашего утешения.

В главе 1 Иоанн писал об Иисусе: “Се, грядет с облаками” (ст. 7). Непреложность этого события является ключевой мыслью последней части Откровения. Иисус трижды сказал: “Гряду скоро”:

“Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей” (22:7).

“Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам Его” (22:12).

“Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!” (22:20).

Бог дает эти напоминания для того, чтобы мы всегда были готовы, ибо мы не знаем ни дня, ни часа, когда Иисус придет (Мф. 24:36).

-2

И, наконец, в главе 1 мы видели особые наименования Бога и Христа. В 1:8 Господь сказал: “Я есмь Альфа и Омега, начало и конец”. В 1:17 Иисус сказал: “Я есмь Первый и Последний” (ст. 13). В главе 22 Иисус говорит: “Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний” (ст. 13). Бог хочет, чтобы мы помнили: Его Сын - Бог, и Его нужно почитать и слушаться.

В нашем тексте повторяются и другие мысли, но мы отметим их, когда будем рассматривать Божьи “последние слова” о главных истинах.

“И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре. Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей. Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я — сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись. И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святой да освящается ещё. Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду. Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: приди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром. И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни, и в святом граде, и в том, что написано в книге сей. Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь” (Отк. 22:6-21).

ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА

Последнее слово о Писании

Наш текст начинается с обращения ангела к Иоанну: “Сии слова верны и истинны” (ст. 6). Сказанное прежде всего относится к описанию небес в главах 21 и 22. Вполне возможно, что эти слова подытоживают всю книгу Откровение. Кроме того, это заявление может относиться ко всему Писанию в целом.

Почему Библии можно верить? Ответ мы находим в стихе 6: “...Господь Бог святых пророков...” Писавшие Библию передавали не свои собственные мысли, идеи и слова. Их рукой водил Бог. Петр подчеркивал, что “никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым” (2 Пет. 1:21).

Раз Библия от Бога, нам следует уважать ее. Нигде эта мысль не выражена так ярко и сильно, как в стихах 18 и 19: “И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни [древе жизни; Cлавянское Eвангельское Oбщество] и в святом граде и в том, что написано в книге сей”.

Вспомните ужасные бедствия в Откровении; всякий, кто добавит к книге, будет проклят этими же бедствиями. Вспомните замечательные благословения небес, включая дерево жизни; всякий, кто отнимет от этой книги, не сможет иметь этих благословений.

-3

Никакая другая книга Нового Завета не заканчивается такими грозными предостережениями. Почему они включены в Откровение? Возможно, Бог предвидел, что люди извратят книгу. Возможно, Он дает нам понять, что знает, что люди поддадутся соблазну внести в нее свои собственные идеи и даже изъять целые ее части, не согласующиеся с их религиозным учением.

Слов о добавлении и изъятии, может, и нет в других книгах Нового Завета, но они отражают Божье отношение ко всему Писанию в целом. Схожие мысли есть и в начале Библии (Втор. 4:2), и в середине (Прит. 30:6). Павел высказал ту же мысль, когда предупреждал, что будет проклят всякий, кто искажает евангелие Христа (Гал. 1:6-9).

Обратите особое внимание на грех прибавления к Слову: некоторые считают, что при соблюдении некоторой формы библейской практики не вредно что-то добавить к ней или убрать из нее. Бог говорит, что легкомысленно прибавляющие к Его Слову виновны не менее тех, кто дерзко отвергает его истины.

Каково же последнее слово о Писании? Поскольку Библия от Бога, ее должно уважать!

Последнее слово об Иисусе

Самые первые слова Откровения подчеркивают, что это “откровение Иисуса Христа” (1:1). На протяжении всей книги в центре ее находится Иисус. Он остается в центре и в самом последнем стихе. Он вновь и вновь говорит: “Гряду” (ст. 7, 12, 20). Он назван “Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний” (ст. 13). Он же - “корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя”(ст. 16).

Слова “корень и потомок Давида” утверждают, что в Своей божественной сущности Иисус был источником линии Давида, а в Своей человеческой сущности Он продолжал эту линию. Все обещания Давиду в Ветхом Завете исполнились в рождении, жизни, смерти, воскресении и вознесении Христа (см. Деян. 2:24-36 ).

Побеждающим в Фиатире Иисус сказал, что даст им “звезду утреннюю” (Отк. 2:28). Утренняя звезда - это яркий огонек, сияющий на небе незадолго до рассвета, обычно у горизонта. Она возвещает новый день. В последних словах Откровения подчеркивается, что Иисус Сам есть “звезда светлая и утренняя” (ст. 16).

Каково же последнее слово об Иисусе? Он для нас - все (“первый и последний”); Он - источник нашей надежды (“звезда светлая и утренняя”)!

Последнее слово о Боге

Наш текст содержит не только последнее слово об Иисусе, но и последнее слово о Боге. Когда ангел начал рассказывать Иоанну о небесах, апостол вновь был так ошеломлен (как в главе 19), что допустил ту же ошибку: “Когда же услышал и увидел, пал к ногам ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я - сослужитель тебе, и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись” (ст. 8, 9).

Ангел повторил весть главы 19: он такой же служитель, как и Иоанн, и потому не должен быть объектом поклонения. Одной из трагедий некоторых церквей является то, что люди отвлеклись от поклонения одному истинному Богу и сделали объектом поклонения целый сонм ангелов и “святых”.

-4

Каково же последнее слово о Боге? Поклоняйтесь Ему: восхваляйте Его, любите Его, ставьте Его на первое место в вашей жизни! (См. Мф. 6:33).

Последнее слово о повиновении

Мы видели “последнее слово” о Писании, об Иисусе и о Боге. С учетом этих важных истин, имеет ли значение, делаем мы или не делаем то, что Господь велит нам? Мы только что прочли, что “соблюдающие слова пророчества книги сей” будут благословлены (ст. 7). Стихи 14 и 15 расширяют эту мысль: “Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне - псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду”.

Фраза “соблюдают заповеди Его” в стихе 14 в других переводах переведена иначе: “...омывают одежды свои” (см. Восстановительный Перевод, Славянское Евангельское Общество, Современный Перевод). В греческом языке эти две фразы, “омывают одежды” и “соблюдают заповеди”, внешне похожи. Текстовые свидетельства говорят в пользу фразы “омывают одежды”, но смысл обеих фраз практически один и тот же. Как мы уже видели ранее, мы “омываем одежды свои” в крови Иисуса, повинуясь Его воле. Не подчинив свою жизнь Господу, мы не сможем войти на небеса.

Список нечестивых в 22:15 подобен тому, что мы видели в 21:8, за исключением слова “псы”. Если вы живете там, где собаки - это только любимые домашние животные, то слово может резануть ваш слух. Чтобы понять этот стих, представьте себе не избалованного щенка, а блохастую, шелудивую дворнягу. Когда писалось Откровение, повсюду бродили стаи рычащих собак - презренных обитателей свалок. В Библии это слово употребляется по отношению к нечестивым (см. Втор. 23:18; 3 Цар. 21:19; Пс. 21:16, 20; Фил. 3:2).

В стихах 7, 14 и 15 подчеркивается необходимость повиновения, но когда мы должны повиноваться Господу? Ответ на этот вопрос содержится в стихах 10-12, написанных особым языком. Ангел сказал Иоанну: “Не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще” (ст. 10, 11). Затем Иисус добавляет: “Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною” (ст. 12).

-5

Легко понять, почему Господь хочет, чтобы праведные оставались праведными, а святые святыми, - но почему Он велит Своему вестнику сказать, чтобы неправедные и нечистые продолжали свой грешный путь? Это один из тех случаев, когда мы можем быть более уверены в том, чему отрывок не учит, чем в том, чему он учит. (1) Мы знаем, что он не учит тому, что, как бы человек ни жил, он все равно попадет на небеса (см. ст. 14, 15). (2) Мы знаем, что он не поощряет совершение неправедных дел. (В отрывке акцентируется совершение дел праведных). (3) Мы знаем, что он не учит тому, что все согрешающие безнадежны и не стоит о них беспокоиться (см. приглашение в стихе 17).

Какова же тогда цель стиха 11? Учитывая, что до и после этого стиха речь идет о том, что “время близко” (ст. 10, 12), главная мысль этого отрывка может состоять в том, что времени и возможностей остается все меньше и меньше. Если нечестивые не изменят свою жизнь немедленно, будет слишком поздно: неприготовленные останутся неприготовленными на всю вечность, а приготовившиеся в этой жизни останутся таковыми во веки веков.

Единственно, в чем мы с вами можем быть уверены, - это в настоящем. Библия учит: “Теперь день спасения” (2 Кор. 6:2). Если мы знаем, что нам нужно ответить Господу, и не делаем этого, то может случиться одно из трех: (1) придет Христос (Отк. 1:7; 22:7, 12, 20); (2) мы умрем (Евр. 9:27); (3) мы настолько погрязнем в грехе, что будет невозможно вернуть нас на путь раскаяния (Евр. 6:4-6).

Каково последнее слово о повиновении? Нам нужно повиноваться Господу, и сделать это нужно теперь.

Последнее слово о благодати

Мы уже отмечали, что Откровение начинается и заканчивается словами о благодати (1:4; 22:21). В книге большой упор делается на нашем повиновении, наших делах и той жизни, которую мы ведем (2:2; 14:13; 20:12). В изучаемом нами тексте Иисус говорит: “Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его” (22:12). Только те имеют право на дерево жизни, кто “соблюдает заповеди Его” (ст. 14). И все же Бог не хочет, чтобы мы забывали, что мы не можем заработать свое спасение, что мы спасаемся Его благодатью.

Господне милосердие трогательно выражено в нежном призыве стиха 17: “И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: приди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром”.

“Дух” - это Святой Дух, который вдохновил книгу Откровение (2:7; 14:13), равно как и всю Библию (2 Пет. 1:21). “Невеста” в Откровении (как мы уже видели) - это церковь, спасенные кровью Иисуса. Побуждаемая словами Духа, которые мы находим в Мф. 28:19, церковь приглашает всех присоединиться к благословениям, обещанным верным. Так как это приглашение касается каждого, то услышавшие должны передать его дальше: “Приди”.

Земля томится от духовной жажды, ибо люди “источник воды живой оставили” и выкопали себе “водоемы разбитые, которые не могут держать воды” (Иер. 2:13). Мир предлагает человечеству свои золотые чаши, “наполненные мерзостью” (Отк. 17:4), и люди упиваются ею; но жажда мучает их еще больше. Единственный, кто может утолить их внутреннее томление, приглашает: “Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром”.

Вы очень богаты? Ни за какие деньги вам не купить “воду жизни”. Вы очень бедны? Неважно: ведь она дается “даром”.

Каково последнее слово о благодати? Без нее нельзя спастись - но и она вас не спасет, если вы не осознаете свою нужду (Мф. 5:6) и не придете к Господу!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая нашу серию уроков, я всем своим существом молюсь, чтобы изучение “Откровения” принесло вам благословение. Надеюсь, что каким-то образом вы изменились к лучшему.

В начале этого последнего урока я сказал, что главной мыслью завершающих стихов Откровения является возвращение Христа. Мысль о том, что Господь вернется, чтобы вознаградить верных, была дорога первым христианам (2 Тим. 4:8; Тит. 2:13). Она поддерживала их в испытаниях, давала им мужество идти вперед. Они часто повторяли: “Маранафа” (1 Кор. 16:22). Это арамейское слово, которое примерно означает “Приди, Господь!” Оно одновременно выражало веру в то, что Он непременно придет, и было молитвой о том, чтобы Он пришел скорее. Имеются свидетельства раннехристианских писателей об использовании ранними христианами этой молитвы во время соблюдения Господней вечери. Такое же сильное желание отражено в стихе 20 нашего текста. После того, как Иисус сказал: “Гряду скоро!” - Иоанн ответил: “Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!”

-6

А что вы скажете о себе? Возлюбили ли вы “явление Его” (2 Тим. 4:8)? Ожидаете ли “блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа” (Тит. 2:13)? Появись Христос прямо сейчас, что вас охватит, радость или ужас? Можете ли вы искренне сказать вместе с Иоанном: “Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе”?

Если не можете, я молюсь, чтобы до конца этого дня вы “омыли одежды свои” и обрели “право на древо жизни и войти в город воротами” (Отк. 22:14). Надеюсь, однажды я буду стоять вместе с вами перед Божьим престолом и воспевать Ему хвалу!

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)